Контроль за соблюдением Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
01 ноября 2022, 08:44
Тип документа:
Доклады

1. В 2022 году рассмотрено 5 дел о нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, не являющимися субъектами естественных монополий, в том числе:

  - 1 дело по признакам нарушения п.2.ч.1 ст. 11 Закона о защите конкуренции,  выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения при реализации   имущества путем проведения публичного предложения в рамках конкурсного производства. По результатам рассмотрения дела принято решение о признании в действиях приобретателей имущества нарушения путем заключения антиконкурентного соглашения. Принято решение предписание не выдавать в связи с завершением реализации соглашения.

- 4 дела  в отношении бюджетных образовательных учреждений, сцниципального унитарного образования г. Сельцо по признакам нарушения ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении порядка заключения договоров в отношении муниципального имущества, а именно: заключение договоров аренды муниципального имущества  без проведения конкурсов или аукционов.По результатам рассмотрения дел приняты решения о признании нарушений. Выданы предписания о прекращении нарушений путем совершения действий, направленных на заключение договоров аренды имущества в соответствии с требованиями действующего законодательства. Предписания исполнены.

Количество рассмотренных дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественных монополий в 2022 г. по сравнению с 2021 годом увеличилось с 4 до 5.

В 2022 году выдано 1 предупреждение МУП «Суземская поселковая ярмарка» в связи с наличием признаков нарушения п.3 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании невыгодных условий договора (цены) при предоставлении торговых мест в аренду. Предупреждение исполнено.

2. В 2022г.  Брянским УФАС России рассмотрено 85 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства в сфере деятельности естественных монополий. Основные нарушения антимонопольного законодательства выявлены  в области электроэнергетики.

По итогам рассмотрения 49 заявлений факт нарушения не подтвердился, в связи с чем приняты решения об отсутствии в действиях хозяйствующих субъектов признаков нарушения антимонопольного законодательства, 6 заявлений перенаправлены по подведомственности.

По 18 заявлениям возбуждено 18 дела по ст. 9.21 КоАП РФ. По результатам их рассмотрения вынесены постановления о привлечении к административной ответственности в виде предупреждения.

3. В 2022г.  Брянским УФАС России рассмотрено 28 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства в сфере недобросовестной конкуренции.  По результатам рассмотрения 14 заявлений приняты решения об отсутствии факта нарушения антимонопольного законодательства, 2 заявления перенаправлены по подведомственности, по 10 заявлениям выдано 10 предупреждений о совершении действий, направленных на прекращение фактов недобросовестной конкуренции. По 2 заявлениям возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства по ст. 14.4 ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения которых принято 2 решения о наличии нарушения антимонопольного законодательства.

Количество рассмотренных заявлений в 2022 по нарушению антимонопольного законодательства в сфере в сфере деятельности естественных монополий  и недобросовестной конкуренции увеличилось по сравнению с 2021 с 68 до 113.

4. В 2022 году Брянским УФАС России рассмотрено 54 заявления, обращения о нарушении антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления.

По 39 обращениям, заявлениям приняты решения об отказе в возбуждении дела, 6 обращений, заявлений оставлены без рассмотрения, 4 обращения перенаправлены по компетенции, по 1 заявлению возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, по 4 заявлениям выданы предупреждения.

Количество рассмотренных заявлений, обращений в 2022 году уменьшилось на 10 по сравнению с 2021 годом.

 В 2022 году Брянским УФАС России органу местного самоуправления выдано 17 предупреждений о прекращении бездействия, которое содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в непроведении открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, проведение которых прямо предусмотрено Жилищным Кодексом РФ.

 Из выданных 17 предупреждений: 5 предупреждений – в стадии исполнения, 12 предупреждений – не исполнены.

 В связи с неисполнением предупреждений в отношении органа местного самоуправления возбуждены дела о признаках нарушения части 1 статьи 15 Закона о Защите конкуренции.

В 2022 году Брянским УФАС России рассмотрено 17 дел по результатам проверок, проведенных в 2021 году, а также 1 дело по заявлению, поступившему в 2022 году, по которым установлены факты нарушении антимонопольного законодательства, а именно:

по 5 делам - в действиях органов государственной власти Брянской области установлены нарушения ч.1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в нарушения порядка проведения торгов, которые привели к недопущению, ограничению или устранению конкуренции;

по 12 делам - в действиях органа государственной власти Брянской области установлено нарушение ч.1 ст. 15 Закона о Защите конкуренции за нарушение порядка выдачи Решения о предоставлении водного объекта в пользование, без предоставления заявителем всех необходимых документов для получения Решения, а также за бездействие при неосуществлении контроля за реализацией заявителем плана мероприятий о намечаемых водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта.

по 1 делу - в действиях органа местного самоуправления Брянской области установлено нарушение статьи 17.1 Закона о Защите конкуренции за передачу имущества без проведения торгов.

В 2022 году Брянским УФАС России, проведена 1 плановая проверка отношении органа местного самоуправления, в ходе проведения которой выявлены признаки нарушений статьи 17 Закона о защите конкуренции в части несвоевременного размещения информации о торгах в официальном сайте.

 

 

 

Жалобы в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

 

В 2022 году в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в Брянское УФАС России поступило   жалоб.

 Из них:

  1. 25 жалоб на действия органов государственной власти Брянской области, органов местного самоуправления, а также на действия конкурсных управляющих, из которых: 1 жалоба отозвана до рассмотрения по существу; 9 жалоб перенаправлены в центральный аппарат ФАС России и иные территориальные органы для рассмотрения по подведомственности; по 6 жалобам приняты решения о признании жалоб необоснованными, 9 жалоб – обоснованными, по которым выдано 5 предписаний (выданные предписания исполнены в полном объеме).

Нарушения совершены в сфере:

- оказания услуг по перевозке граждан и багажа;

- земельных отношений;

 - продажи государственного и муниципального имущества;

- банкротства юридических и физических лиц.

Количество жалоб на действия органов государственной власти Брянской области, органов местного самоуправления в 2022 году по сравнению с 2021 годом уменьшилось на 8.

2) 37 жалоб на действия заказчиков, при организации и проведении закупок в соответствии с законом № 223-ФЗ (в 2021-49), 17 жалоб признаны обоснованными, 20- необоснованными, 4 жалобы отозваны. По результатам рассмотрения жалоб выдано 13 предписаний, которые исполнены.

Анализ вынесенных решений по рассмотренным жалобам показывает, что нарушениями при проведении закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц являются:

- неправомерное отклонение заявки участника,

- неправомерный допуск участника закупки,

- формирование технического задания, которое ограничивает количество участников закупки,

- отказ от заключения договора.

 

 

 

 

 

 

Контроль за соблюдением заказчиками Брянской области требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)

 

 

 

В 2022 году в сфере законодательства РФ о контрактной системе рассмотрено  160  жалоб на действия  заказчиков, уполномоченных органов при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, это на 77 жалоб меньше, чем в 2021 году. По итогам рассмотрения жалоб в сфере контрактной системы выдано 67 предписаний. 

 Из рассмотренных в 2022 году  жалоб - 81 жалоба признаны обоснованной, 45 жалоб признаны необоснованными, 34 жалоб возвращено. При этом, большинство жалоб в 2022 году поступило сфере строительства  (39 жалобы) и в сфере здравоохранения  (32 жалобы), в сфере ремонта и содержания дорог (13 жалоб), поставки оборудования для школ, ледовых дворцов, поставка дорожных машин.

В рамках национальных проектов в соответствии с  Указом Президента РФ от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» рассмотрено 18 жалоб по следующим национальным проектам:

Демография: 1

Образование: 1

Жилье и городская среда: 10

Здоравоохранение:2

По итогам рассмотрения вышеуказанных  жалоб в рамках национальных проектов  обоснованными признаны- 7, необоснованными – 11. Возвращена-1. Предписания исполнены в полном объеме.

В 2022 году осуществлено 172  проверки в сфере законодательства РФ о контрактной системе (за аналогичный период 2021-218 проверок). По итогам проведения проверок в сфере контрактной системы выдано 10 предписаний об устранении выявленных нарушений. Предписания исполнены. 

Из них в рамках национальных проектов в соответствии с  Указом Президента РФ от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» проведено 44 внеплановая проверка по следующим национальным проектам:

Образование: 23

Жилье и городская среда: 1

Экология: 9

Спорт-норма жизни:1

Демография-1;

Здравоохранение:9

       По итогам осуществления всех проверок выявлены нарушено 85 нарушений требований законодательства РФ о контрактной системе.

Можно выделить следующие наиболее часто встречающиеся нарушения в сфере контрактной системе со стороны заказчиков:

- не включения в извещение  о закупке информации о единых и дополнительных требованиях к участникам закупки;

- формирование технического задания без учета обязательного применения Каталога товаров, работ, услуг;

-  необоснованное признание заявок на участие в закупке требованиям извещения о проведении электронного аукциона;

- установлений требований к содержанию заявки на участие в электронном аукционе с нарушением требований указных норм

- несвоевременное направление в реестр контактов информации о приемке и оплате поставленных товаров. работ, услуг;

-заключение государственного контракта не на условиях, предложенных победителем электронного аукциона в заявке на участие в аукционе;

 

 

 

Контроль за соблюдением Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

 

В 2022 году в адрес Брянского УФАС России рассмотрено 87 заявлений о нарушении Закона о рекламе. Большую часть из них составляют жалобы на распространение наружной рекламы, содержащей недостоверные сведения и расположенной в ненадлежащем месте.

Количество заявлений о нарушении Закона о рекламе в 2022 по сравнению с 2021 уменьшилось с 156 до 87.

Антимонопольным органом рассмотрено 64 дела о нарушении Закона о рекламе, из них 22 дела возбуждено по заявлениям. По результатам рассмотрения выдано 64 решения и 63 предписания о прекращении нарушений Закона о рекламе. Из общего количества нарушений основными явилось размещение недостоверной рекламы, которая вводит потребителя в заблуждение, ненадлежащей рекламы финансовых услуг, а также ненадлежащая реклама алкогольной продукции.

Количество рассмотренных дел о нарушении Закона о рекламе в 2022 по сравнению с 2021 уменьшилось со 98 до 64.

 

 

 Ведение реестров недобросовестных поставщиков.

 

В 2022 году Брянским УФАС России рассмотрено:

  1. 73 обращения о включении в реестр недобросовестных сведений в отношении поставщиков в рамках законодательства о контрактной системе (аналогичный период 2021 43 обращения).  По итогам рассмотрения 17 обращений заказчиков сведения в отношении участников закупок включены в реестр недобросовестных поставщиков. Из них по факту уклонения победителя закупки  уклонением от заключения контракта – 2; в связи с односторонним отказом заказчика от  исполнения контракта- 13; в связи с расторжением заказчиком контракта по решению суда -2.
  2.  7 обращений заказчиков, осуществляющих закупки в рамках 223-ФЗ, о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения договора. Выдано 4 заключения о наличии оснований для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков, 3 заключения об отсутствии оснований для включения в Реестр недобросовестных поставщиков.

 

 

Административная практика.

В 2022 году рассмотрено:

    1) 2 дела об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического и должностного лица за злоупотребление доминирующим положением путем прекращения оказания услуг энергоснабжения в отсутствие экономических, технологических оснований, что привело к ущемлению интересов других лиц. Наложены штрафы на сумму 150 тыс. руб. и  15 тыс. руб. соответственно. Взыскано штрафов на сумму 150 тыс. рублей. 1постановление о наложении штрафа находится в стадии исполнения.

     2) дела по части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического и должностного лица за совершение акта недобросовестной конкуренции в части создания препятствий в осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом (отказ в доступе к общедомовому имуществу). Наложены штрафы на сумму 50 и 12 тыс. рублей соответственно, которые находятся в стадии исполнения.

   3) 1 дело в отношении юридического лица по статье 19.8 часть 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за непредставление информации по требованию антимонопольного органа. Наложен штраф в размере 50 тыс. рублей. Постановление обжаловано в Арбитражном суде Брянской области. Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении требований. Апелляционной инстанцией также отказано в удовлетворении требований. Постановление Брянского УФАС России вступило в законную силу.

4) 35 дел по ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг, из них по поступившим материалам контрольно- счетной палаты Брянской области, КРУ- 7 дел, по материалам прокуратуры-28 дел. Наложено штрафов на сумму 75 тыс. руб., уплачено штрафов на сумму 79 тыс. руб. с учетом оплаты по ранее наложенным штрафам. Выдано 5 предупреждений в соответствии со ст. 4.1.1.КоАП РФ Выдано 1 представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

  5) 14 дел об административных правонарушениях по ст. 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов. Вынесено 4 постановления в отношении юридических лиц (органов местного самоуправления) о наложении  административного штрафа на общую сумму 80 000 рублей, которые исполнены в полном объеме.Вынесено 10 постановлений в отношении должностных лиц органов местного самоуправления о наложении  административного штрафа на общую сумму 273 000 рублей, которые исполнены в полном объеме. Общая сумма штрафов составила  353 000 рублей.

6)  51  дело об административных   правонарушениях по ст.14.3 КоАП РФ за нарушения законодательства РФ  рекламе. Из них: по 42 делам вынесены предупреждения субъектам малого и среднего бизнеса, выдано 9 постановлений о наложении штрафа на сумму 101 000 руб. В настоящее время взыскано 1 236 930 руб.  Количество рассмотренных дел об административных правонарушениях в 2022 по сравнению с 2021 уменьшилось с 74 до 51.

7) 223 дела об административных правонарушениях за нарушение законодательства РФ о контрактной системе. По итогам рассмотрения 173 дел об административных правонарушениях выданы постановления о привлечении  должностных лиц  заказчиков к административной ответственности в виде штрафов  на общую сумму 1 610  тысяч рублей, взыскано 1 782 тысяч рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Судебная практика.

 

В 2022:

1) в Арбитражном суде Брянской области обжаловано решение Брянского УФАС России об отказе в возбуждении дела в отношении  ООО «Брянскэлектро» по итогам рассмотрения  заявления физического лица, указывающего на не выполнение мероприятий по технологическому присоединению. Арбитражный суд Брянской области признал решение антимонопольного органа законным. Апелляционная и Кассационная инстанции оставили решение Арбитражного суда в силе.

2) обжаловано 19 постановлений Брянского УФАС России о привлечении к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ, вынесенные по результатам рассмотрения заявлений физических лиц по факту несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств.

3) в Арбитражный суд Брянской области обжаловано 4 решения Брянского УФАС России о признании рекламы ненадлежащей. Арбитражный суд признал решения антимонопольного органа законными. 1 решение было оспорено в Апелляционной инстанции, которая оставила решение Арбитражного суда в силе.

4) в Арбитражный суд Брянской области обжаловано 2 постановления Брянского УФАС России о привлечении к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ за размещение ненадлежащей рекламы.

5) В Арбитражный суд Брянской области обжаловано решение Брянского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы в рамках ст. 18.1 Закона о защите конкуренции на действия конкурсной комиссии при проведении конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности в составе земель лесного фонда, для заготовки древесины. Арбитражный суд Брянской области подтвердил законность решения Брянского УФАС России, в соответствии с которым действия конкурсной комиссии при определении победителя конкурса на право заключения договора аренды лесного участка признаны законными.

6) Арбитражным судом Центрального округа 27 октября 2022 года разрешен спор в деле по оспариванию решения Брянского УФАС России, принятого в сентябре 2021 года по результатам рассмотрения жалобы участника аукциона ООО «Молт Хауз» на действия аукционной комиссии департамента природных ресурсов и экологии Брянской области при нарушении порядка определения победителя аукциона на получение права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения.

Напомним, что решением Брянского УФАС России жалоба ООО «Молт Хауз» в части утверждения организатором аукциона - департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области противоречивого порядка определения победителя аукциона признана обоснованной, выдано предписание об устранении выявленного противоречия путем отмены протокола проведения открытого конкурса и его новом проведении с 43 шага с разъяснением участникам аукциона о порядке определения его победителя.

Не согласившись с вынесенным антимонопольным органом решением, победитель отмененного аукциона ООО «Гостиный Дом Брянск» обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным ненормативного акта антимонопольного органа.

Отменяя решение антимонопольного органа, Арбитражный суд Брянской области указал что, оно нарушает права участника аукциона ООО «Гостиный Дом Брянск», который был признан в силу положений гражданского законодательства, победителем аукциона, как лицо первым предложившее наиболее высокую цену, не зависимо от установленного Брянским УФАС России противоречия в порядке определения победителя аукциона.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции и оставил его решение в силе, отказав Брянскому УФАС России и ООО «Молт Хауз» в апелляционных жалобах.

Однако, суд кассационной инстанции посчитал довод суда первой и апелляционной инстанций ошибочным указав, что антимонопольным органом правильно установлен факт противоречия в конкурсной документации организатора аукциона в части определения победителя и обоснованности проведения повторного с 43 шага на соответствующий лот, с разъяснением участникам о порядке определения победителя аукциона (лицо, первое преодолевшее наибольшую величину разового платежа).

При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции отменил решение Арбитражного суда Брянской области и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда и принял по делу новый судебный акт, которым признал решение Брянского УФАС России законным и отказал в удовлетворении заявленного ООО «Гостиный Дом Брянск» требования.

7) В Арбитражный суд Брянской области обжаловано решение Брянского УФАС России о включении юридического лица в реестр недобросовестных подрядных организаций. Недобросовестные действия выразились в уклонении победителя электронного аукциона от заключения договора о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. Арбитражным судом Брянской области, а также 20 Арбитражным Апелляционным судом решение Брянского УФАС России о включении подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков признано законным и обоснованным.

8) В Арбитражный суд Брянской области обжалованы 2 решения Брянского УФАС России по результатам рассмотрения дел о нарушении ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которыми в действиях органа государственной власти Брянской области и органа местного самоуправления Брянской области установлены факты необоснованного препятствования осуществления деятельности хозяйствующими субъектами путем необоснованных отказов в предоставлении государственных и муниципальных услуг, что противоречит п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции. Окончательные судебные акты по рассматриваемым делам не вынесены.

9) Арбитражным судом признаны законными 4 постановления о привлечении юридических лиц органов местного самоуправления к административной ответственности по ст. 7.32.4 КоАП за нарушение порядка организации и проведении аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков.

10) в Арбитражный суд Брянской области обжаловано решение по делу о заключении антиконкурентного соглашения приобретателями имущества в рамках процедуры банкротства. Дело находится в стадии обжалования.

11)  в Арбитражный суд Брянской области обжаловано решение, принятое Брянским УФАС России в 2021 году о признании недобросовестной конкуренции в части создания препятствий в осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом (отказ в доступе к общедомовому имуществу). Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении требований. Решение вступило в законную силу.

12) в  Арбитражный суд Брянской области обжаловано решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению на действия регионального оператора по обращению с ТКО о навязывании невыгодных условий договора. Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении требований. Решение вступило в законную силу.

13) в Арбитражный суд Брянской области обжаловано 2 решения, принятые Брянским УФАС России по итогам рассмотрения жалоб на действия заказчиков при организации и проведении закупок в соответствии с законом № 223-ФЗ.  Судом вынесены решения об отказе в удовлетворении требований. 1 решение вступило в законную силу.  Второе решение обжалуется в суде апелляционной инстанции.

14) в Арбитражный суд Брянской области обжаловано 3 заключения Брянского УФАС России о наличии оснований для включения сведений в отношении хозяйствующих субъектов в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ.  По одной жалобе судами трех инстанций вынесены судебные акты об отказе в удовлетворении требований. По двум жалобам Арбитражным судом приняты решения о признании заключений о включении в РНП недействительными. В настоящее время в стадии подготовки апелляционные жалобы на решения Арбитражного суда Брянской области.

 

Наверх