Правоприменительная практика Брянского УФАС России в 3 квартале 2020г. (по состоянию на 04.09.2020)
04 сентября 2020, 15:50
Тип документа:
Доклады

Контроль за  соблюдением Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

В 3 квартале 2020 года рассмотрено 14 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства со стороны хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественных монополий, в т.ч. в части злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением- 6 заявлений, недобросовестной конкуренции - 2 заявления, нарушение антимонопольных требований при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений - 6 заявлений. По результатам рассмотрения 14 заявлений  в возбуждении дел отказано в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Рассмотрено  1 дело по признакам  нарушения части 1 статьи 10  Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением, результатом которого явилось ущемление интересов неопределенного круга потребителей коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления, своевременно выполняющих обязательства по оплате данных коммунальных услуг, путем прекращения  осуществления услуги по поставке газа организации - потребителю, к сетям которых подключены потребители коммунальных услуг, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы. По результатам рассмотрения принято решение о признании в действиях хозяйствующего субъекта нарушения требований  части 1 статьи 10  Закона о защите конкуренции, принято решение предписание не выдавать в связи с устранением нарушения до принятия решения по делу.

Количество рассмотренных заявлений  о нарушении антимонопольного законодательства со стороны хозяйствующих субъектов, не являющимися субъектами естественных монополий в 3 квартале 2020г. по сравнению со 2 кварталом 2020 года увеличилось с 12 до 14.

Количество рассмотренных дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении хозяйствующих субъектов, не являющимися субъектами естественных монополий в 3 квартале 2020г. по сравнению со 2 кварталом 2020 года уменьшилось с 2 до 1.

        Во 2 квартале 2020 года рассмотрено 17 заявлений, обращений о нарушении антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления. По результатам рассмотрения заявлений, обращений принято 14 решений об отказе в возбуждении дела, в том числе 4 решения об отказе в возбуждении дела в связи с устранением допущенных нарушений до выдачи предупреждений Брянским УФАС России, возбуждено 2 дела о нарушении антимонопольного законодательства органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Количество рассмотренных заявлений, обращений о нарушении антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления в 3 квартале 2020 года по сравнению со 2 кварталом 2020 года увеличилось с 9 до 16.

 

По сравнению со 2 кварталом 2020 года количество заявлений о даче согласия на предоставление государственной преференции увеличилось с 1 до 10, заявлений на предоставление муниципальной преференции аналогично 2 кварталу 2020 года – 1 заявление.

 

В 3 квартале 2020 года поступило:

- 8 заявлений о даче согласия на предоставление государственной преференции в целях охраны здоровья граждан;

- 2 заявления о даче согласия на предоставление государственной преференции в целях социального обеспечения населения;

- 1 заявление о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в целях в целях социального обеспечения населения.

Заявления и приложенные к ним документы соответствуют требованиям ст. 20 Закона о защите конкуренции.

 5 заявлений о даче согласия на предоставление государственной преференции перенаправлены в ФАС России.

5 заявлений о даче согласия на предоставление государственной преференции и 1 заявление о даче согласия на предоставление муниципальной преференции рассмотрены Брянским УФАС России, приняты решения о даче согласия на предоставление преференций.

В третьем квартале 2020 года территориальному органу федеральной исполнительной власти Брянским УФАС России в порядке ст. 39.1 Закона о защите конкуренции выдано 1 предупреждение, которое исполнено.

Брянским УФАС России возбуждено 4 дела о нарушении органами местного самоуправления Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ.

В 3 квартале 2020г.  Брянским УФАС России рассмотрено 44 заявления о нарушении антимонопольного законодательства в сфере деятельности естественных монополий. Основные нарушения антимонопольного законодательства выявлены  в области электроэнергетики и водоснабжения.

По итогам рассмотрения 24 заявлений  факт нарушения не подтвердился, в связи с чем приняты решения об отсутствии в действиях хозяйствующих субъектов признаков нарушения антимонопольного законодательства, 4 заявления перенаправлены по подведомственности, рассмотрение 13 заявлений приостановлено до решения суда.

По 2 заявлениям возбуждено 2 дела по ч.1 ст.10 Федерального закона № 135.

По 1 заявлению возбуждено 1 дело по ст. 9.21 КоАП РФ.

Количество рассмотренных заявлений в 3 квартале 2020 увеличилось по сравнению со 2 кварталом 2020 с 12 до 44.

 

  

 

          Жалобы в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

В 3 квартале 2020 года в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрена 31  жалоба  (во 2 квартале 2020 года- 18 жалоб) на действия заказчиков, не являющихся субъектами естественных монополий, при организации и проведении закупок в  соответствии с законом № 223-ФЗ, 18 жалоб признаны  обоснованными, 13 необоснованными. По результатам рассмотрения жалоб выдано 13 предписаний, которые исполнены.

Заявители жалуются на действия учреждений здравоохранения (12), государственных автономных учреждений (11), государственного бюджетного учреждения (6), хозяйствующих субъектов (2).

Анализ вынесенных решений по рассмотренным жалобам показывает, что нарушениями при проведении закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц являются:

- необоснованное отклонение заявки участника закупки,

- установление требований, ограничивающих количество участников закупки,

- неприменение требований Постановления Правительства Российской Федерации № 925 о приоритете товаров российского происхождения,

- неправильное определение победителя,

- установление технических характеристик, которым не соответствует ни один товар.

 

В 3 квартале 2020 года в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрено 5 жалоб на нарушение отраслевого законодательства при проведении торгов:

- 2 жалобы на действия территориального органа федеральной исполнительной власти;

-  1 жалоба на действия органа местного самоуправления при проведении торгов на право предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности;

- 2 жалобы на действия конкурсного управляющего при проведении торгов по банкротству имущества;

По результатам рассмотрения 3 жалоб принято решение о признании жалоб необоснованными, 1 жалобы – обоснованной, выдано предписание, которое исполнено, 1 жалоба отозвана.

Количество рассмотренных жалоб в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в 3 квартале 2020 года по сравнению со 2 кварталом 2020 года увеличилось с 2 до 5.

В порядке статьи 18.1 в адрес Брянского УФАС России поступило 2 жалобы на действия заказчиков, являющимися субъектами естественной монополии, осуществляющих закупки в соответствии с требованиями Федерального закона  №223-ФЗ. По результатам рассмотрения 1 жалоба признана обоснованной, 1 жалоба необоснованная.

Количество рассмотренных жалоб в 3 квартале 2020 уменьшилось по сравнению со 2 кварталом 2020 с 6 жалоб до 2.

 

2. Контроль за соблюдением Федерального закона  от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

 

В 3 квартале 2020 года в адрес Брянского УФАС России рассмотрено 33 заявления о нарушении Закона о рекламе. Большую часть из них составляют жалобы на распространение наружной рекламы, содержащей недостоверные сведения и расположенной в ненадлежащем месте.

Количество заявлений о нарушении Закона о рекламе в 3 квартале 2020 по сравнению со 2 кварталом 2020 уменьшилось с 81 до 33.

Антимонопольным органом рассмотрено 23 дела о нарушении Закона о рекламе, из них 4 дела возбуждено по заявлениям. По результатам рассмотрения выдано 23 решения и 24 предписания о прекращении нарушений  Закона  о рекламе. Из общего количества нарушений основными явилось размещение недостоверной рекламы, которая вводит потребителя в заблуждение, а также реклама, распространяемая по сетям электросвязи без надлежащего согласия абонента.

Количество рассмотренных дел о нарушении Закона о рекламе в 3 квартале 2020  по сравнению со 2 кварталом 2020 увеличилось с 9 до 23.

 

Контроль за соблюдением заказчиками Брянской области требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)

 

 

В 3 квартале 2020 года в сфере законодательства РФ о контрактной системе рассмотрена  79  жалоб на заказчиков, уполномоченных органов при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 Из рассмотренных в 3 квартале 2020 года  жалоб - 32 жалобы признаны обоснованными, 37 жалоб признаны необоснованными, 10 жалоб возвращены.

Внеплановые

В 3 квартале 2020 года осуществлено  17  внеплановых проверки в сфере законодательства РФ о контрактной системе. По итогам осуществления всех проверок выявлены нарушения требований законодательства РФ о контрактной системе.

По итогам рассмотрения жалоб и проведения проверок в сфере контрактной системы выдано 25  предписаний.

РНП

Рассмотрено 20 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков.  По итогам 8 обращений сведения в отношении участников закупок включены в реестр недобросовестных поставщиков:

 В связи с уклонением от заключения контракта – 4

 В связи с односторонним отказом от исполнения контракта- 4

 

 

 

          Административные правонарушения.

       

В 3  квартале 2020 года рассмотрено  12 дел (во 2 квартале 2020г. - 12 дел) об административных правонарушениях по ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг в отношении юридических и должностных лиц хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественных монополий. Вынесено 12 постановлений  о наложении  штрафа на общую сумму 24 тыс. руб., уплачено штрафов на сумму 12 тыс. руб.

Нарушения связаны с нарушением сроков размещения заказчиками в единой информационной системе информации о закупке. Количество постановлений о  наложении  штрафа за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг по сравнению со 2  кварталом 2020г. не изменилось.

 

В 3 квартале 2020 года рассмотрено 23 дела об административных правонарушениях по ст. 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися.

Вынесено 4 постановления в отношении юридического лица о наложении  штрафа на общую сумму 110 000 руб. Вынесено 19 постановлений в отношении должностных лиц о наложении  штрафа на общую сумму 479 000 руб.

За нарушение Закона о рекламе Брянским УФАС России в 3 квартале 2020  возбуждено и рассмотрено 15 дел об административных   правонарушениях по ст.14.3 КоАП РФ.

Из них:  по 11 делам вынесены предупреждения субъектам малого и среднего бизнеса, выдано 4 постановления о наложении штрафа на сумму 154 000 руб.                       Количество рассмотренных дел об административных правонарушениях в 3 квартале 2020 по сравнению со 2 кварталом 2020 не изменилось.

 

В  3 кв. 2020 возбуждено  63 дела об административных правонарушениях за нарушение законодательства РФ о контрактной системе. По итогам рассмотрения 63 дел об административных правонарушениях выданы постановления о привлечении  должностных лиц  заказчиков к административной ответственности в виде штрафов  на общую сумму  1 045 000 рублей, взыскано 450 000   рублей.

В 3  квартале 2020 года в сфере контрактной системы  обжаловано 25 постановлений о наложении штрафов, выданных во 3 квартале 2020 года.  По 17 постановлениям о наложении штрафов окончательный судебный  акт не принят, 3 обжалованные постановления оставлены Судом в  силе.

 

 

4. Судебная практика.

 

В 3 квартале 2020 г. Арбитражным судом Брянской области вынесено решение об отказе в удовлетворении заявления ООО «Группа компаний «Экосервис» о признании незаконным решения Брянского УФАС  России об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием факта злоупотребления доминирующим положением со стороны АО «Чистая планета». Решение вступило в законную силу.

Арбитражным судом Брянской области признано законным решение Брянского УФАС России по итогам рассмотрения жалоб в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в сфере оказания пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок и удовлетворено исковое заявление Брянского УФАС России об отмене открытого конкурса на право осуществление перевозок по межмуниципальным маршрутам с нерегулируемым тарифом.

20 Аппеляционным арбитражным судом оставлено в силе постановление о наложении штрафа, суд снизил сумму штрафа со 100 тыс. рублей до 50 тыс. рублей в отношении ПАО «МРСК-Центра» за нарушение ст. 9.21 КоАП РФ.

 

В 3 квартале 2020 года обжалуются:

- 3 решения Брянского УФАС России по результатам рассмотрения жалоб на действия заказчиков при проведении закупок в рамках Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,

- 1 решение Брянского УФАС России о признании хозяйствующих субъектов, нарушившими ч.4 ст. 11 Закона О защите конкуренции в части заключения соглашений, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, а именно созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок по оказанию услуг поверки приборов учета теплоэнергии.

- 1 предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в навязывании контрагенту, невыгодных условий  при заключении в 2020 году договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО),

- 1 постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, выразившегося в заключении хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, в соответствии с частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

-  2 решения Брянского УФАС России, вынесенных по итогам рассмотрения жалоб в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции на органы власти и подведомственные им унитарные предприятия. Обжалуемые решения Брянского УФАС России приняты в отношении передачи банных комплексов, отбору квалифицированных подрядных организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

- 20 постановлений о привлечении к административной ответственности органы власти и местного самоуправления.

Областным судом Брянской области оставлены без изменения 3 постановления о привлечении должностных лиц органа исполнительной власти субъекта к административной ответственности в общей сумме на 90 000 рублей.

В Арбитражном суде Брянской области обжаловано решение об отказе в возбуждении дела Брянского УФАС России, вынесенное по результатам рассмотрения заявления физического лица по факту отказа в заключении договора водоснабжения  и водоотведения.

Обжаловано решение об отказе в возбуждении дела Брянского УФАС России, вынесенное по результатам рассмотрения заявления физического лица по факту отказа в заключении договора энергоснабжения.

В  3  квартале 2020 года  в Арбитражный суд Брянской области обжаловано 7 решений Брянского УФАС России в сфере контрактной системы, принятых по результатам рассмотрения жалоб (4 решения) и по результатам включения общества в реестр недобросовестных поставщиков (3 решения). По итогам рассмотрения дел Арбитражным судом Брянской области по 3 решениям, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб и по 2 решениям, вынесенным по результатам включения общества в реестр недобросовестных поставщиков решения Брянского УФАС России оставлены в силе.

 

 

 

Данные, указанные  в докладе, актуальны по состоянию на 03.09.2020г.

 

 

 

 

Наверх