Правоприменительная практика Брянского УФАС России в 4 квартале 2019 года
15 ноября 2019, 11:55
Тип документа:
Доклады

1. Контроль за  соблюдением Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

В 4 квартале 2019 года рассмотрено 8 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства со стороны хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественных монополий, в т.ч. в части злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением - 2 заявления, соглашений хозяйствующих субъектов - 1 заявление, недобросовестной конкуренции - 2 заявления, нарушение антимонопольных требований при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений - 1 заявление, 1 заявление на проведение торгов  в форме аукциона  в рамках дела о банкротстве.

По результатам рассмотрения 6 заявлений  в возбуждении дел было отказано в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства. По двум заявлениям принято решение о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

По 1  заявлению возбуждено и рассмотрено 1 дело о нарушении антимонопольного законодательства со стороны  хозяйствующего  субъекта при  проведении торгов  в форме аукциона  в рамках дела о банкротстве, по результатам  рассмотрения которого принято решение о нарушении  части 1 статьи 17  Закона «О защите конкуренции»  при опубликовании сообщения о проведении аукциона по продаже имущества  должника  в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве в нарушение сроков, предусмотренных ч. 9 ст.110 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,  а именно за 9 дней до даты проведения аукциона, а не за 30 дней. Предписание не выдавалось, поскольку заключен  договор купли-продажи (уступки) прав требования должника  и начата процедура реализации права требования.

По результатам рассмотрения 1 заявления рассмотрено дело по признакам  нарушения пункта 1 части 3 статьи 17.1  Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении договора, предусматривающего переход прав пользования государственным имуществом для использования в коммерческих целях, без торгов.

По результатам рассмотрения дела принято решение о признании в  действиях федерального казенного предприятия нарушения пункта 1 части 3  статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, выдано предписание о прекращении нарушения, которое находится в стадии исполнения.

Количество рассмотренных заявлений  о нарушении антимонопольного законодательства со стороны хозяйствующих субъектов, не являющимися субъектами естественных монополий, в 4 квартале 2019г. по сравнению с 3 кварталом 2019 года уменьшилось с 17 до 8.

Количество рассмотренных дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественных монополий, в 4 квартале 2019г. по сравнению с 3 кварталом 2019 года уменьшилось  с 6 до 2.

 

В 4 квартале 2019г.  Брянским УФАС России рассмотрено 8 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства в сфере деятельности естественных монополий. Основные нарушения антимонопольного законодательства выявлены  в области электроэнергетики и водоснабжения.

По итогам рассмотрения 6 заявлений  факт нарушения не подтвердился, в связи с чем приняты решения об отсутствии в действиях хозяйствующих субъектов признаков нарушения антимонопольного законодательства, 2 заявления перенаправлены по подведомственности.

Количество рассмотренных заявлений в 4 квартале 2019 уменьшилось по сравнению с 3 кварталом 2019 с 10 до 8.

Брянским УФАС России в порядке ст. 39.1 Закона о защите конкуренции  органам местного самоуправления в связи с наличием признаков  нарушения антимонопольного законодательства, а именно ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции выдано 2 предупреждения.  Признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены в связи с  непроведением  открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом  и  в связи с передачей  муниципального имущества – земельного участка по договору аренды конкретному хозяйствующему субъекту без проведения процедуры  торгов в нарушение Земельного кодекса РФ. 

Из них одно предупреждение исполнено путем объявления конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом и размещения соответствующего извещения на официальном сайте в сети Интернет  torgi.gov.ru, второе находится в стадии исполнения.

В 4 кв. 2019 органом местного самоуправления исполнено 3 предупреждения  о прекращении бездействий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства,  выданные  в предыдущем периоде.  Во исполнение предупреждений  районной администрацией  выданы предписания  о демонтаже рекламных   конструкций, установленных без соответствующих разрешений  на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.  В отсутствие указанных разрешений такие конструкции считаются незаконными и подлежат демонтажу.

Количество выданных предупреждений органам власти по сравнению с 3 кварталом 2019 года  уменьшилось  с  4 до 2.

В адрес Брянского УФАС России в 4 квартале 2019 года поступило 8 заявлений о даче согласия на предоставление государственной преференции. Из них 3 - в целях охраны здоровья граждан; 4 – в целях социального обеспечения населения; 1 - в целях производства сельскохозяйственной продукции. Заявления и приложенные к ним документы соответствуют требованиям ст. 20 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, предоставление преференции в виде нежилых помещений в аренду, а также зерноуборочного комбайна согласовано антимонопольным органом.

Количество заявлений о даче согласия на предоставление государственной и муниципальной преференций по сравнению с 3 кварталом 2019 года   уменьшилось с 20 до 8.

 

    

        

2. Жалобы в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

В 4 квартале 2019 года в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрено  5  жалоб  (в 3 квартале 2019 года- 9 жалоб) на действия заказчиков, не являющихся субъектами естественных монополий, при организации и проведении закупок в  соответствии с законом № 223-ФЗ, 3 жалобы признаны  обоснованными, 2 необоснованными. По результатам рассмотрения жалоб выдано  3 предписания, 1 из которые исполнено, 2 находятся в стадии исполнения.

Заявители жалуются на действия учреждений здравоохранения, муниципального унитарного предприятия.

Анализ вынесенных решений по рассмотренным жалобам показывает, что нарушениями при проведении закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц являются:

- необоснованное отклонение заявки участника закупки,

- определение цены договора без снижения на 15 процентов в соответствии с постановлением Правительства РФ № 925.

- установление технических характеристик, соответствующих одному производителю без обоснования  потребности.

Количество рассмотренных жалоб в порядке ст. 18.1 в 4 квартале 2019г. на действия заказчиков, не являющихся субъектами естественных монополий, по сравнению с 3 кварталом 2019 года уменьшилось  с  9 до 5.

В порядке статьи 18.1 в адрес Брянского УФАС России поступило 2 жалобы на действия заказчиков, являющихся субъектами естественных монополий  и осуществляющих закупки в соответствии с требованиями Федерального закона  №223-ФЗ. По результатам рассмотрения 1 жалоба признана обоснованной и выдано предписание об отмене протокола рассмотрения заявок вторых частей заявок, 1 жалоба на действия организатора закупки признана необоснованной,

Количество рассмотренных заявлений в 4 квартале 2019 на заказчиков, являющихся субъектами естественных монополи,  увеличилось по сравнению с 3 кварталом 2019 с 1 жалобы до 2.

 

 

3. Контроль за соблюдением Федерального закона  от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

 

В 4 квартале 2019 года в адрес Брянского УФАС России поступило 18 заявлений о нарушении Закона о рекламе. Большую часть из них составляют обращения  на распространение наружной рекламы, содержащей недостоверные сведения  о товаре и расположенной в ненадлежащем месте.

Количество заявлений о нарушении Закона о рекламе в 4 квартале 2019 по сравнению с 3 кварталом 2019 уменьшилось с 53 до 18.

Антимонопольным органом рассмотрено 22 дела о нарушении Закона о рекламе, из них 6 дел возбуждено по поступившим заявлениям. По результатам рассмотрения выдано 22 решения и 22 предписания о прекращении нарушений  Закона  о рекламе. Из общего количества нарушений основными явились нарушения по распространению рекламы товаров, которая требует специальных разрешений и лицензий, рекламы финансовых услуг, а также недостоверной рекламы, которая вводит потребителя в заблуждение.

     Так выявлены нарушения со стороны субъектов, занимающихся предпринимательской деятельностью и размещающих рекламу о продаже товаров в кредит. Содержание такой рекламы сопровождается нулевыми процентными ставками по кредиту, что  не соответствует действительности. Реклама финансовых услуг о предоставлении кредита должна содержать наименование лица, предоставляющего такие услуги, а в случае указания процентной  ставки все остальные условия кредита. Все выданные антимонопольным органом предписания о прекращении нарушений исполнены в полном объеме.

Количество рассмотренных дел о нарушении Закона о рекламе в 4 квартале 2019  по сравнению с 3 кварталом 2019 увеличилось с 18 до 22.

           

 

4. Контроль за соблюдением заказчиками Брянской области требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

 

          В 4 квартале 2019 года субъектами контроля в сфере контрактной системы стали: 2 федеральных заказчика, 32 областного заказчика, 31 заказчик муниципального уровня.

          В 4 квартале 2019 года можно выделить следующие наиболее часто встречающиеся нарушения в сфере контрактной системы со стороны заказчиков:

1.Формирование технического задания электронного аукциона  на поставку товара без учета действующих ГОСТов.

2. Размещение информации о  гарантийных обязательствах и их обеспечении в документации о закупке без учета действующей редакции   Закона о контрактной системе.

3. Не включение в  проект контракта обязательных условий исполнения, предусмотренных законодательством о контрактной системе.

4. Необоснованный отказ в допуске к участию в закупке участникам закупки.

       В 4 квартале 2019 года Брянским УФАС России рассмотрено 65 жалоб участников закупки  на действия заказчиков Брянской области, уполномоченных органов, из них 41 жалоба признана обоснованной.   По итогам рассмотрения жалоб выдано 22 предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе. Предписания все исполнены в полном объеме в установленный срок. 

       Количество поступивших жалоб в 4 квартале 2019 года увеличилось  по сравнению с 3 кварталом 2019 года с 61 до 65.

        

 

 

 

5. Реестр недобросовестных поставщиков.

 

В 4 квартале 2019 года  Брянским УФАС России в сфере контрактной системы рассмотрено 10 обращений  заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, 7 обращений  направлены  заказчиками в связи с установлением факта  уклонения участников закупки от заключения контракта по итогам конкурентных процедур, 3 обращения направлены  заказчиками в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.

По итогам рассмотрения обращений включены в реестр недобросовестных поставщиков сведения об  участниках закупки, уклонившихся от заключения контракта  - 2, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта - 2. По итогам 6 заявлений заказчикам отказано от включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

      Количество поступивших обращений  заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в 4 квартале 2019 года уменьшилось   по сравнению с 3 кварталом 2019 года с 20 до 10.

 

         6. Административные правонарушения.

       

В 4  квартале 2019 года рассмотрено  17 дел  (в 3 квартале 2019г. - 37дел) об административных правонарушениях по ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг в отношении юридических и должностных лиц хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественных монополий. Вынесено 16 постановлений  о наложении  штрафа на общую сумму 43 тыс. руб., оплачено штрафов на сумму 80 тыс. руб. с учетом ранее наложенных штрафов, 16 постановлений о наложении штрафа находятся в стадии исполнения.

Нарушения связаны с нарушением сроков размещения заказчиками в единой информационной системе информации о закупке, изменений,  вносимых в положение о закупке, оценка и сопоставление заявок по критериям, не казанным в документации о закупке.

Количество постановлений о  наложении  штрафа за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг по сравнению с 3  кварталом 2019г. уменьшилось с 37 до 17.

В 4 квартале 2019 года рассмотрено 2 дела об административных правонарушениях  по части 2.5 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении юридического лица (хозяйствующего субъекта) и  должностного лица такого хозяйствующего субъекта по факту неисполнения в установленный срок  законного предписания антимонопольного органа. Вынесено решение о наложении штрафов на общую сумму 165 тыс. рублей.

За нарушение Закона о рекламе Брянским УФАС России в 4 квартале 2019  возбуждено и рассмотрено 14 дел об административных   правонарушениях по ст.14.3 КоАП РФ.

Из них:  по 11 делам вынесены предупреждения субъектам малого и среднего бизнеса, выдано 3 постановления о наложении штрафа на общую сумму 10 000 руб. В настоящее время в бюджет взыскано 200 тыс. руб. с учетом наложенных в предыдущем периоде штрафов. Количество рассмотренных дел об административных правонарушениях в 4 квартале 2019 по сравнению с 3 кварталом 2019 уменьшилось с 29 до 14.

В  4 квартале 2019 года  Брянским УФАС России возбуждено и рассмотрено 67 дел об  административных правонарушениях за нарушения законодательства о  контрактной системе.  Количество рассмотренных дел об административных правонарушениях в  сфере контрактной системы в 4 квартале 2019 по сравнению с 3 кварталом 2019 уменьшилось с 76 до 67.

Дела об административных правонарушениях возбуждены по ч.2 ст. 7.30, ч.4.2 ст. 7.30, части 1.4 ст. 7.30, ч.2 ст. 7.31, ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.

Правонарушения в сфере контрактной системы выразились в основном в утверждении документации о закупке с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе, в не указании в извещениях о закупках обязательной информации для участников закупи,  в необоснованном  принятии решении об отказе в допуске к участию в закупке, в несвоевременном направлении в реестр контрактов информации  о приемке и оплате по контракту.

      По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях наложено штрафов на  общую сумму  879 000 рублей,  взыскано в настоящее время 285 тысяч рублей.

 

 7.  Проведение плановых и внеплановых проверок.  

  

 

         В 4 квартале 2019 года в отношении органа местного самоуправления проведена 1 плановая выездная проверка на предмет соответствия требований Закона о защите конкуренции.

По результатам проверки выявлены признаки нарушения законодательства о торговле, отраженные в акте проверки. 

         В 4 квартале 2019 года в сфере контрактной системы проведено 8 внеплановых проверок по обращениям заказчиков  и 15 проверок в рамках Указа Президента РФ от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» по результатам которых выявлено 23 закупки с нарушением законодательства о контрактной системе. Выдано 7 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе. Предписания об устранении нарушений исполнены заказчиками  в полном объеме.

Количество проведенных проверок  в 4 квартале 2019 по сравнению с 3 кварталом 2019 увеличилось с 17 до 23.

Материалы проверок переданы должностному лицу Брянского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях.

        

 

8. Судебная практика.

 

В  4 квартале 2019 г.  Двадцатым арбитражным апелляционным судом вынесено  постановление, которое вступило в  законную силу,  подтвердившее законность постановления Брянского УФАС о  привлечении  государственного автономного учреждения к административной ответственности  по статье 14.32  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  по факту координации Учреждением субъектов малого и среднего предпринимательства при реализации Мероприятия «Содействие в приведении продукции в соответствие с необходимыми требованиями» (стандартизация, сертификация, необходимые разрешения, патентование).

         Советским районным судом г. Брянска принят судебный акт,  подтвердивший законность постановления Брянского УФАС о  привлечении  должностного лица хозяйствующего субъекта к административной ответственности  по части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  по факту осуществления недобросовестной конкуренции.

В 4 квартале 2019 года  10 постановлений в отношении  должностного лица  хозяйствующего субъекта и юридического лица, вынесенные по ст. 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обжалованы в судебном порядке соответственно в суде общей юрисдикции и Арбитражном суде Брянской области. Окончательные судебные акты не приняты.

В Арбитражный суд Брянской области Брянским УФАС России  по результатам рассмотрения в предыдущем периоде  жалобы по ст. 18.1 Закона о защите конкуренции  подано 1 исковое заявление  о признании недействительными конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок   и права на осуществление перевозок. Указанный иск подан в связи допущенными нарушениями Федерального закона от 13.07.2015г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  при организации и проведении торгов, что в свою очередь привело к  неверному  определению победителя конкурса. 

В Арбитражном суде Брянской области обжаловано предупреждение Брянского УФАС России, вынесенное по результатам рассмотрения заявления ООО «ГудФлейк» по факту отказа в заключении договора на поставку газа. Суд признал предупреждение законным, а итогом выполнения предупреждения стало заключение договора  хозяйствующими субъектами.

В  4 квартале 2019 г.  в Арбитражный суд Брянской области обжаловано 2 решение Брянского УФАС России, принятых по результатам включения общества в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонни отказом заказчика от исполнения контракта. Арбитражным судом Брянской области     принят  судебный акт, подтвердивший законность решения Брянского УФАС о включении сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков.

В четвертом  квартале 2019 года в сфере контрактной системы  обжаловано 97 постановлений о наложении штрафов. Из них 64 постановления оставлены Судом в  силе. По 22 постановлениям о наложении штрафа Судом принято решение заменить штраф на устное замечание. По 11 постановлениям окончательный судебный акт не принят.

 

 

 

Наверх