Контроль за соблюдением Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
25 ноября 2021, 09:17
Тип документа:
Доклады

1.В 2021 году рассмотрено 73 заявления о нарушении антимонопольного законодательства со стороны хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественных монополий, из них:

-в части злоупотребления хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением- 34 заявления,

- по фактам заключения соглашений хозяйствующими субъектами- 7 заявлений,

-по фактам недобросовестной конкуренции- 20 заявлений,

-по фактам нарушения антимонопольных требований при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений- 12 заявлений.

По результатам рассмотрения 69 заявлений в возбуждении дел было отказано в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В 2021 году рассмотрено 4 дела о нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, не являющимися субъектами естественных монополий, в том числе:

  - 1 дело по признакам нарушения п.3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в отношении ООО «Газпром энергосбыт Брянск», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, а именно в навязывании невыгодных условий в части отсутствия возможности для потребителей определять услугу и сумму для оплаты по квитанциям за коммунальные услуги.

- 1 дело по признакам нарушения п.3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в отношении АО «Чистая планета», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, а именно навязывания невыгодных условий в части заключения договора на перечисление денежных средств за коммунальные услуги с неуполномоченным лицом, что повлекло за собой нарушение интересов неопределенного круга потребителей.

По результатам рассмотрения 2 дел по п.3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции принято решение о прекращении рассмотрения ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

- 1 дело по признакам нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции» в отношении ООО «Тепломакс 32» в части недобросовестной конкуренции, выразившейся в создании препятствий в осуществлении деятельности другого хозяйствующего субъекта путем необоснованного отказа в демонтаже замков с общего имущества, в передаче ключей от лифтового оборудования МКД. По результатам рассмотрения дела по статье 14.8 Закона о защите конкуренции» принято решение о признании ООО «Тепломакс 32» нарушившим антимонопольное законодательство.

          - 1 дело по признакам нарушения п.4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в отношении ООО «Газпром энергосбыт Брянск», выразившегося в необоснованном отказе в предоставлении услуги энергоснабжения по заключенному договору. Дело возбуждено по заявлению хозяйствующего  субъекта. Поскольку  ООО «Газпромэнергосбыт Брянск» занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации электрической энергии (мощности) на территории Брянской области, то, правление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по данному факту возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства. ООО «Газпроэнергосбыт Брянск» нарушение не признало со ссылкой на пункт 46 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и частичном ограничении режима потребления электрической энергии» ввиду имеющейся задолженность по объекту, что является по мнению Общества законным основания для прекращения снабжение электроэнергией. 

Однако антимонопольным органом установлено, что, в данном случае отсутствуют основания для применения п. 46 Основных положений  Постановления N 442, поскольку Заявитель к имеющейся задолженности по объекту отношения не имеет. Общество является новым владельцем объекта электропотребления, по обязательствам предыдущего владельца ответственности не несет, правопреемником не является. Следовательно,в  результате вышеуказанных действий ООО «Газпром энергосбыт Брянск» нарушены права и интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности в части необоснованного отказа в получении услуги энергоснабжения. 

     По результатам рассмотрения дела принято решение о признании ООО «Газпром энергосбыт Брянск» нарушившим требования антимонопольного законодательства.  Принято решение предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства не выдавать, т.к. нарушение устранено в добровольном порядке до принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства.          

        Количество рассмотренных дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественных монополий в 2021г. по сравнению с 2020г. не изменилось (4/4).

2.В 2021г.  Брянским УФАС России рассмотрено 62 заявления о нарушении антимонопольного законодательства в сфере деятельности естественных монополий. Основные нарушения антимонопольного законодательства выявлены  в области электроэнергетики.

По итогам рассмотрения 53 заявлений факт нарушения не подтвердился, в связи с чем приняты решения об отсутствии в действиях хозяйствующих субъектов признаков нарушения антимонопольного законодательства, 7 заявлений перенаправлены по подведомственности.

По 2 заявлениям возбуждено 4 дела по ст. 9.21 КоАП РФ. Так:

- по заявлению физического лица за нарушение Правил технологического присоединения к электрическим сетям в отношении юридического лица ООО «БрянскЭлектро» и его должностного лица возбуждены дела по ст. 9.21 КоАП РФ.

- за нарушение Правил холодного водоснабжения и водоотведения возбуждены дела в отношении МУП «Брянский городской водоканал» и его должностного лица. По результатам рассмотрения вынесены постановления о наложении штрафа на сумму 160 000 руб.

3.В 2021 году Брянским УФАС России рассмотрено 64 заявления, обращения о нарушении антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления. Из них по 37 заявлениям приняты решения об отказе в возбуждении дела, 16 обращений, заявлений оставлены без рассмотрения, по 4 - возбуждены дела, по 7 – выданы предупреждения. Количество рассмотренных заявлений, обращений на органы власти в 2021 году увеличилось на 15 по сравнению с 2020 годом.

          В качестве примера можно акцентировать внимание на следующих делах:

          По статье 17 Закона о защите конкуренции за нарушения при проведении торгов, которые привели к недопущению, ограничению или устранению конкуренции рассмотрено:

- 17 дел в отношении администрации Рогнединского района.  Нарушения совершены при организации и проведении аукционов на право заключения договоров аренды, купли-продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, необоснованном принятии решений об отказе от  проведения аукционов на право предоставления земельных участков.

-4 дела в отношении департамента природных ресурсов и экологии Брянской области, нарушения выявлены при проведении выездной плановой проверки в 2020.

-1 дело в отношении департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области;

-1 дело в отношении департамента экономического развития Брянской области;

-1 дело в отношении Администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области.

          По Статье 17.1 Закона о защите конкуренции за передачу имущества без проведения торгов рассмотрено:

-1 дело в отношении департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области;

-1 дело в отношении администрации Выгоничского района;

-1 дело в отношении администрации Красногорского района,

-1 дело в отношении администрации Суземского района

          По ст. 15 Закона о защите конкуренции возбуждено и рассмотрено 1 дело.

 По результатам рассмотрения дела в действиях администрации Брянского района установлен факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в не предоставлении ООО «МегаПолисСпецстрой» земельного участка в аренду без проведения торгов при наличии соответсвующей лицензии с целевым назначением и видами работ «разведка и добыча строительных песков и торфа на участке недр «Свенский-1».   В действиях же Управления имущественных отношений Брянской области установлен факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 15  Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в оставлении без рассмотрения ходатайства администрации Брянского района о переводе земельного участка из категории земель «сельскохозяйственного использования» в земли «промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного социального назначения», по основаниям не предусмотренным Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".Управлению имущественных отношений Брянской области выдано предписание о прекращении нарушения  антимонопольного законодательства путем рассмотрения ходатайства администрации Брянского района от 19.10.2021 в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в срок до 22.11.2021 включительно.

4.В 2021 году Брянским УФАС России выдано всего 142 предупреждения об устранении причин и условий, способствующих нарушению антимонопольного законодательства.

Из них:

    1. 134 предупреждения об устранении причин и условий, способствующих нарушению антимонопольного законодательства органам местного самоуправления. Количество выданных в 2021 году Брянским УФАС России органам местного самоуправления Брянской области предупреждений об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства по сравнению с 2021 увеличилось на 118. Выдано 99 предупреждений Брянской городской администрации. 41 предупреждение исполнено, 58 предупреждений – в стадии исполнения. Предупреждения выданы органу местного самоуправления в виду  бездействия, выразившегося в невыдаче предписаний о демонтаже рекламных конструкций, размещённых на остановочных комплексах г. Брянска, без соответствующего разрешения Брянской городской администрации, а также в не удалении рекламных и информационных материалов с остановочных пунктов г. Брянска. Данные бездействия создавали преимущества конкретному предпринимателю при размещении рекламных и информационных материалов на муниципальном имуществе без разрешений органа местного самоуправления. Выдано 30 предупреждений органам местного самоуправления по факту непринятия нормативного правового акта, регламентирующего порядок предоставления компенсационных мест. Отсутствие порядка предоставления компенсационного места нарушает права хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в случае необходимости исключения существующего места из схемы размещения нестационарных торговых объектов, поскольку в случае исключения существующего места из схемы размещения нестационарных торговых объектов при отсутствии утверждённого порядка, хозяйствующему субъекту невозможно предоставить иное место. Предупреждения исполнены, органами местного самоуправления приняты нормативные правовые акты, определяющие порядок предоставления компенсационного места.
    2. 8 предупреждений хозяйствующим субъектам, не  являющимся субъектами естественных монополий, из них  1 предупреждение выдано  по п.3.ч.1.ст. 10 Закона о защите конкуренции: навязывание невыгодных условий договора, предупреждение исполнено,   5 предупреждений выдано по ст. 14.8 Закона о защите конкуренции по фактам недобросовестной конкуренции, 4- исполнено, 1- не исполнено, в связи с чем принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, 2 предупреждения по фактам недобросовестной конкуренции.

        В качестве примера можно раскрыть содержание следующего предупреждения:  

  • Брянским УФАС России выдано предупреждение региональному оператору по обращению с ТКО - АО «Чистая планета» о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в части злоупотребления доминирующим положением, а именно: понуждения заключить индивидуальные договоры за оказание услуг по обращению с ТКО собственников садово-огородных земельных участков, находящихся на территории прекратившего свою деятельность ТСН, выставления квитанций, включающих оплату за оказание услуг региональным оператором по обращению с ТКО в размере 42,24 руб. в отсутствие правовых оснований установления оплаты в указанном размере. В адрес Брянского УФАС России поступило заявление председателя общественного совета БРО «Союз Садоводов», из которого следовало, что АО “Чистая планета” навязывало невыгодные условия по оплате при заключении индивидуальных договоров с собственниками садово-огородных земельных участков на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Из материалов дела  следовало, что в 2019 году между АО «Чистая планета» и ТСН «БУРЕВЕСТНИК-2» заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Ежемесячный платеж с собственника садово-огородного земельного участка определен в размере 44 руб. в месяц. В 2020 году в связи с изменением установленного единого тарифа ежемесячный платеж с собственника садово-огородного земельного участка изменился и стал равен 42,24 руб. в месяц.    Брянским УФАС России при рассмотрении заявления установлено, что ТСН «БУРЕВЕСТНИК-2» в апреле 2020г. прекратило свою деятельность, однако АО «Чистая планета» после ликвидации данного юридического лица продолжало выставлять квитанции собственникам садово-огородных земельных участков за оказание услуг по обращению с ТКО, исходя из ранее заключенного договора с ТСН «БУРЕВЕСТНИК-2» по обращению с ТКО. Согласно действующему законодательству, в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку на заключение договора, то оплата за оказание услуги по обращению с ТКО для потребителя рассчитывается исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, а такой норматив для садово-огородных участков утвержден Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области и составляет 0,70 куб. м в год для собственника садово-огородного земельного участка. В случае, если собственник ТКО направляет заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в которой указывает, что порядок учета объема и (или) массы ТКО производится по количеству и объему контейнеров для складирования ТКО, то оплата услуги регионального оператора может осуществляться по факту вывоза определённого объёма ТКО. Так как заявки от собственников садово-огородных земельных участков после прекращения деятельности ТСН «БУРЕВЕСТНИК-2» на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО в части оплаты за услугу исходя из количества и объемов контейнеров не направлялись, АО “Чистая планета” навязывает потребителям невыгодные условия договора. Данная оплата, определенная АО “Чистая планета” по количеству и объему контейнеров для складирования ТКО, является для потребителей невыгодной, так как предполагает более высокую стоимость по сравнению со стоимостью, определенной исходя из нормативов накопления ТКО. Таким образом, Брянское УФАС России пришло к выводу о наличии признаков п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в действиях регионального оператора - АО “Чистая планета” и выдало АО “Чистая планета” предупреждение о прекращении указанных действий путем установления оплаты с учетом норматива, установленного для садово-огородных земельных участков. Предупреждение исполнено.

5).В 2021 году Брянским УФАС России проведено 4 плановых выездных проверки в отношении:

- 3 плановые проверки в отношении органов власти: департамента природных ресурсов и экологии Брянской области, Брянской городской администрации, администрации Жуковского муниципального округа. Выявлены признаки нарушений ст. 15, ст. 16, ст. 17 Закона о защите конкуренции.

- 1 плановая проверка в отношении АО «Международный аэропорт Брянск» в ходе которой установлено нарушение п. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившееся в самостоятельном определении цен, тарифов на услуги, ценнообразование которых регулируется государством, выдано предписание о прекращении нарушения и возбуждено административное производство.

В 2021 году проведено 2 внеплановые выездные проверки в отношении администрации Красногорского района, администрации Суземского района. Выявлены признаки нарушений ст. 16, ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

6).В адрес Брянского УФАС России в 2021 года поступило 34 заявления о даче согласия на предоставление государственной преференции, 2 заявления о даче согласия на предоставление муниципальной преференции.

Брянским УФАС России даны согласия на предоставление 4 государственных преференций, 1 заявление о даче согласия на предоставление муниципальной преференции возвращено из-за нарушения оформления заявителем документов, 30 заявлений на предоставление государственных преференций, 1 заявление на предоставление муниципальной преференции  перенаправлены в ФАС России.

 

 

 

 

 

 

 

 

Жалобы в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

 

В 2021 году в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в Брянское УФАС России поступило 70 жалоб.

 Из них:

  1. 33 жалобы на действия органов государственной власти Брянской области, органов местного самоуправления, что  на 8 жалоб больше чем в 202 году. 3 жалобы до рассмотрения отозваны.10 жалоб оставлены без рассмотрения.

По результатам рассмотрения 13 жалоб  на действия органов государственной власти Брянской области  приняты решения о признании жалоб необоснованными, по 7 жалобам решения о признании жалоб  обоснованными, выдано 4 предписания, которые исполнены. Нарушения со стороны органов государственной власти Брянской области совершены в сферах:- оказания услуг по перевозке граждан и багажа;- земельных отношений; - продажи государственного и муниципального имущества;- банкротства

  1. 4 жалобы на действия заказчиков, являющихся субъектами естественных монополий и осуществляющих закупки в соответствии с требованиями Федерального закона  №223-ФЗ.  По результатам рассмотрения -3 жалобы признаны необоснованными. 1 жалоба на действия АО «Международный аэропорт Брянск» признана обоснованной.
  2. 33 жалобы на действия заказчиков, не являющихся субъектами естественных монополий, при организации и проведении закупок в соответствии с законом № 223-ФЗ, 15 жалоб признаны обоснованными, 18 - необоснованными. По результатам рассмотрения жалоб выдано 12 предписаний, которые исполнены. Заявители жалуются на действия учреждений здравоохранения (27 жалоб), автономных учреждений физической культуры-  2 жалобы,  учреждений образования - 1 жалоба, бюджетных учреждений- 1 жалоба, автономных учреждений в сфере оказания услуг – 2 жалобы.

Анализ вынесенных решений по рассмотренным жалобам показывает, что нарушениями при проведении закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц являются:

 -неправильное определение потребности заказчика,

- неправильное определение победителя,

- формирование технического задания, которое ограничивает количество участников закупки.

 

 

 

 

 

 

 

Контроль за соблюдением заказчиками Брянской области требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)

 

 

В 2021 году в сфере законодательства РФ о контрактной системе рассмотрено  237  жалоб на действия  заказчиков, уполномоченных органов при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, это на 90 жалоб меньше, чем в 2020 году.

 Из них - 113 жалоб признаны обоснованными, 89 жалоб признаны необоснованными, 35 жалоб возвращено. При этом, большинство жалоб в 2021 году поступило сфере здравоохранения  (53 жалобы) и сфере строительства  (75 жалобы), в сфере ремонта и содержания дорог (12 жалоб), поставки оборудования для школ, ледовых дворцов, Дворца единоборств в Советском районе г. Брянска. По итогам рассмотрения жалоб в сфере контрактной системы выдано 86 предписаний об устранении выявленных нарушений в сфере контрактной системы. 

В рамках национальных проектов в соответствии с  Указом Президента РФ от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» рассмотрено 32 жалобы по следующим национальным проектам:

Демография: 22

Образование: 2

Жилье и городская среда: 5

Экология: 2

Безопасные дороги: 1.

По итогам рассмотрения вышеуказанных  жалоб в рамках национальных проектов  обоснованными признаны- 24, необоснованными – 8. Предписания исполнены.

Можно выделить следующие наиболее часто встречающиеся нарушения в сфере контрактной системе со стороны заказчиков:

- установление в техническом задании показателей товара без учета действующих национальных стандартов (ГОСТ), каталога товаров, работ, услуг.

- формирование содержания первой части заявки с нарушением требований законодательства РФ о контрактной системе;

- необоснованное признание  заявок участников закупок  несоответствующими требованиям документации о закупке.

- заключение государственного контракта не на условиях, предложенных победителем электронного аукциона в заявке на участие в аукционе;

- не включение в контракт  реестровой записи о товаре из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции

В качестве примера можно привести рассмотрение жалобы на действия заказчика Брянской области при проведении электронного аукциона на  закупку комплексной системы охранного теленаблюдения для объекта «Дворец единоборств в Советском районе г. Брянска». По итогам  изучения информации о предмете закупки, технического задания установлено, что под этим общим наименованием товаров заказчиком приобретаются видеокамеры, коммутатор, источник бесперебойного питания, которые  включены в каталог товаров, работ, услуг, обязательный ля применения заказчиками в части указания наименования приобретаемого товара, его характеристик. Однако заказчиком при описании в техническом задании не использованы положения КРТУ. с целью  неиспользования описания товара в соответствии с КТРУ заказчиком исключено из наименования приобретаемого товара  слово «видео».  Так в частности предмет закупки обозначен заказчиком как поставка  «Камеры HD цилиндрической», «Камеры HD купольной», «Камеры IP поворотной скоростной», которые по своей сути относятся к категории товара-видеокамера, что подтверждается информацией, использованной заказчиком при обосновании цены контракта (коммерческое предложение о поставке Видеокамеры цилиндрическая и информацией из  сети интернет. Выдано предписание об аннулировании закупки, предписание иполнено.

В 2021 году осуществлено 218  проверок в сфере законодательства РФ о контрактной системе (это на 136 проверок больше, чем в 2020 году). По итогам проведения проверок в сфере контрактной системы выдано 12 предписаний об устранении выявленных нарушений, предписания исполнены. 

Из них в рамках национальных проектов в соответствии с  Указом Президента РФ от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» проведено 44 внеплановые проверки по следующим национальным проектам:

 Демография: 7

Образование: 1

Жилье и городская среда: 28

Международная кооперация и экспорт: 2

Экология: 6

По итогам осуществления всех проверок выявлены нарушения требований законодательства РФ о контрактной системе.

 

 

 

Контроль за соблюдением Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

 

В 2021 году в адрес Брянского УФАС России рассмотрено 156 заявлений о нарушении Закона о рекламе. Большую часть из них составляют жалобы на распространение наружной рекламы, содержащей недостоверные сведения и расположенной в ненадлежащем месте.

Количество заявлений о нарушении Закона о рекламе в 2021 по сравнению с 2020 уменьшилось с 236 до 156.

Антимонопольным органом рассмотрено 98 дело о нарушении Закона о рекламе, из них 7 дел возбуждено по заявлениям. По результатам рассмотрения выдано 98 решений и 99 предписаний о прекращении нарушений Закона  о рекламе. Из общего количества нарушений основными явилось размещение недостоверной рекламы, которая вводит потребителя в заблуждение, ненадлежащей рекламы финансовых услуг, а также рекламы о продаже товаров дистанционным способом.

Количество рассмотренных дел о нарушении Закона о рекламе в 2021 по сравнению с 2020 уменьшилось со 106 до 98.

 

 

 Ведение реестров недобросовестных поставщиков.

 

В 2021 году Брянским УФАС России рассмотрено 36 обращений о включении сведений об юридических лицах в реестр недобросовестных подрядных организаций в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

Количество обращений о включении сведений об юридических лицах в реестр недобросовестных подрядных организаций в 2021 году по сравнению с 2020 годом увеличилось на 34 обращения.

По результатам рассмотрения обращений издано 4 приказа Брянского УФАС России о включении сведений об юридических лицах  в реестр недобросовестных подрядных организаций, по 32 обращениям принято решение об отказе во включении сведений об юридических лицах в реестр недобросовестных подрядных организаций.

В 2021 году рассмотрено также 1 обращение заказчика, осуществляющего закупки в рамках 223-ФЗ, о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков. Выдано заключение о наличии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием решения арбитражным судом  о расторжении договора в связи с существенным нарушением условий договора участником закупки. Субъект не согласился с заключением Брянского УФАС России о наличии оснований для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков, оспорил его в Арбитражном суде Брянской области. Судами заключение Брянского УФАС России признано законным и обоснованным.

В 2021 году Брянским УФАС России рассмотрено 120 обращений о включении в реестр недобросовестных сведений в отношении поставщиков в рамках законодательства о контрактной системе (это на 33 обращения больше, чем в 2020 году).  По итогам 84 обращений сведения в отношении участников закупок включены в реестр недобросовестных поставщиков (это на 40 обращений  больше, чем в 2020 году):

 В связи с уклонением от заключения контракта – 10 участников закупок;

 В связи с односторонним отказом от исполнения контракта- 74 участника закупок.

 

 

 

Административная практика.

 

В 2021 году рассмотрено:

1) 41 дело об административных правонарушениях по ст. 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися. Из них,  14 постановлений в отношении юридических лиц о наложении  административного штрафа на общую сумму 460 000 рублей; 25 постановлений в отношении должностных лиц о наложении  административного штрафа на общую сумму 488 000 рублей, 2 постановлении о применении устного замечания к должностным лицам.

2) 4 дела об административных правонарушениях по ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за заключение антиконкурентных соглашений. Вынесено 2 постановления в отношении юридических лиц о наложении административного штрафа на общую сумму 150 000 рублей. Штраф в размере 100 000 рублей оплачен, штраф в размере 50 000 рублей находится в стадии исполнения.Вынесено 1 постановление в отношении должностного лица органа государственной исполнительной власти о наложении административного штрафа на сумму 20 000 рублей. Постановление о привлечении к административной ответственности обжалуется. Вынесено 1 постановление в отношении должностного лица хозяйствующего субъекта о наложении административного штрафа на сумму 15 000 рублей. Штраф оплачен.

3) 13 дел об административных правонарушениях по ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вынесено 13 постановлений в отношении должностных лиц органов власти о наложении  административного штрафа на общую сумму 195 000 рублей. Количество рассмотренных дел об административных правонарушениях в отношении органов власти в 2021 году по сравнению с 2020 годом увеличилось на 18.

4) 39 дел по ст. 7.32.3 КоАП РФ за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг, из них по поступившим материалам контрольно- счетной палаты Брянской области, КРУ- 17 дел, по материалам прокуратуры-22 дела. Наложено штрафов на сумму 212 тыс. руб.

      5)  2 дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ за злоупотребление доминирующим положением в отношении юридического лица ООО «ГазпроммежрегионгазБрянск», наложен штраф на сумму 150 тыс. руб., в отношении должностного лица ООО «ГазпроммежрегионгазБрянск» наложен штраф на сумму 15 тыс. руб., штрафы уплачены в полном объеме.

    6)  74 дела об административных   правонарушениях по ст.14.3 КоАП РФ за нарушения законодательства РФ  рекламе. Из них: по 53 делам вынесены предупреждения субъектам малого и среднего бизнеса, выдано 19 постановлений о наложении штрафа на сумму 700 000 руб. По данной категории дел количество рассмотренных дел об административных правонарушениях в 2021 по сравнению с 2020 уменьшилось с 79 до 74.

7) 563 дела об административных правонарушениях за нарушение законодательства РФ о контрактной системе (это на 23 дела  больше, чем в 2020 году). По итогам рассмотрения 495 дел об административных правонарушениях выданы постановления о привлечении  должностных лиц  заказчиков к административной ответственности в виде штрафов  на общую сумму 3 015 000 рублей.

 

 

 

 

Судебная практика.

 

В 2021 году Арбитражном суде Брянской области обжаловано решение об отказе в возбуждении дела Брянского УФАС России, вынесенное по результатам рассмотрения заявления физического лица по факту отказа в заключении договора водоснабжения и водоотведения. Арбитражный суд признал решение антимонопольного органа законным. Апелляционная инстанция оставила решение Арбитражного суда в силе. В настоящее время дело рассматривается в Арбитражном суде Центрального округа.

Обжаловано 2 решения об отказе в возбуждении дела Брянского УФАС России, вынесенное по результатам рассмотрения заявления физического лица по факту отказа в возбуждении дела по ст. 9.21 КоАП РФ. Арбитражный суд признал решения антимонопольного органа законными. 1 решение было обжаловано в Апелляционную инстанцию, которая оставила решение Арбитражного суда без изменений.

В 2021 году в судебных инстанциях обжаловано 2 предупреждения Брянского УФАС России, выданные в 2020 году региональному оператору в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами – АО «Чистая планета» о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства   в части злоупотребления доминирующим положением путем навязывания невыгодных условий договора. Предупреждения признаны незаконными  в судах трех инстанций. В настоящее время по одному решению подана кассационная жалоба в судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации. 

20 Апелляционный арбитражный суд признал законным решение Арбитражного суда Брянской области о признании законным постановления Брянского УФАС о наложении штрафа по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в размере 300 тыс. руб. в отношении ПАО «МРСК-Центра».

В Арбитражный суд Брянской области обжаловано 3 решения Брянского УФАС России о признании рекламы ненадлежащей. Арбитражный суд признал решения антимонопольного органа законными. Апелляционная инстанция оставила решения Арбитражного суда в силе. 1 решение было оспорено в кассационной инстанции, которая оставила решения 2 судов неизменными, а решение антимонопольного органа в силе. 1 решение о признании рекламы ненадлежащей Арбитражный суд Брянской области признал незаконным, однако 20 Аппеляционный арбитражный суд отменил данное решение и оставил решение антимонопольного органа в силе.

В Арбитражный суд Брянской области обжаловано решение об отказе в выдаче предупреждения по результатам рассмотрения в 2020 году заявления ООО «Теплоэко» в связи с отказом контрагента в заключении договора поставки. Судом принято решение об оставлении поданного заявления без рассмотрения. Решение вступило в силу.

  В Арбитражный суд Брянской области обжаловано решение, принятое Брянским УФАС России в 2020 году по делу о признании ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» нарушившим Закон о защите  конкуренции. Напомним, что ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» в сентябре, октябре 2019г. была полностью прекращена поставка газа на котельную ООО «Энергосервис», обеспечивающую коммунальными услугами горячего водоснабжения и отопления жителей трех многоквартирных домов, расположенных в городе Брянске.  Учитывая, что ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» занимает доминирующее положение на рынке поставки газа на территории Брянской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по данным фактам возбудило и рассмотрено дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального Закона о защите конкуренции.  ООО «Газпром межрегионгаз Брянск» оспорило решение в Арбитражный суд Брянской области. Арбитражный суд Брянской области признал решение Брянского УФАС России по данному делу законным. Решение вступило в силу.

В 2021 году В Арбитражный суд Брянской области обжаловано 17 решений Брянского УФАС России по результатам рассмотрения жалоб в рамках ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции». Судебные акты по 4 данным заявлениям в настоящее время не приняты. По 12 делам Арбитражный суд Брянской области подтвердил законность решений Брянского УФАС России.

В  2021 году  в Арбитражный суд Брянской области обжаловано 9 решений Брянского УФАС России в сфере контрактной системы, принятых по результатам рассмотрения жалоб (5 решений) и по результатам включения общества в реестр недобросовестных поставщиков (4 решения). По итогам рассмотрения дел Арбитражным судом Брянской области оставлено в силе 4  решения Брянского УФАС России вынесенных по результатам рассмотрения жалобы. По остальным делам решения Арбитражным судом не приняты. 

        В 2021 году в сфере контрактной системы  обжаловано 41 постановление о наложении штрафов, , из них только по 2 постановлениям Судом вынесены постановления о прекращении дел в связи с малозначительностью, 33  обжалованные постановления оставлены Судом в  силе.  По 6 постановлениям о наложении штрафов окончательный судебный  акт не принят.

В 2021 году Арбитражный суд Брянской области подтвердил законность решения Комиссии Брянского УФАС России при признании факта заключения антиконкурентного соглашения между департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области и ФБУ «ТФГИ по ЦФО». Решение Комиссии Брянского УФАС России оспаривалось департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области.

В 2021 году Апелляционный арбитражный суд подтвердил законность решения Комиссии Брянского УФАС России  по факту заключения антиконкурентного соглашения между департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области и ФБУ «ТФГИ по ЦФО». Решение Комиссии Брянского УФАС России оспаривалось ФБУ «ТФГИ по ЦФО» по составлению и ведению территориальных балансов запасов общераспространенных полезных ископаемых по договорам для органов государственной власти субъектов Российской Федерации за 2019 год.

В 2021 году Арбитражный суд Центрального округа подтвердил законность решения Брянского УФАС России, которым
в действиях департамента ТЭК и ЖКХ Брянской области установлено нарушение
Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме..», выразившееся во включении в форму и состав заявки требований, не предусмотренных законодательством РФ и  в  принятии  комиссией департамента необоснованного решения о несоответствии заявки ООО "Спецлифтремонт" требованиям документации.

В 2021 году  Арбитражный суд Центрального округа подтвердил законность решения Брянского УФАС России о нарушении Департаментом промышленности транспорта и связи Брянской области  Закона 220-ФЗ Об организации  транспортного обслуживания населения  процедуры проведения открытого конкурса по маршруту № 211 «Юрфак БГУ - п. Малое Кузьмино».

В 2021 году Арбитражный суд Центрального округа подтвердил законность решений судов первой и второй инстанции об удовлетворении искового заявления Брянского УФАС России и признал  конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок с нерегулируемым тарифом № 211 «Юрфак БГУ -п. Малое Кузьмино» и выданные по результатам конкурса свидетельства на право осуществление перевозок недействительными.

Наверх