Доклад публичные обсуждения. Правоприменительная практика Брянского УФАС России Контроль за соблюдением Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)
11 июня 2020, 09:52
Тип документа:
Доклады

Во 2 квартале 2020 года рассмотрено 12 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства со стороны хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественных монополий, в т.ч. в части злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением - 4 заявления, нарушение антимонопольных требований при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений - 8 заявлений. По результатам рассмотрения 11 заявлений  в возбуждении дел было отказано в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Количество рассмотренных заявлений  о нарушении антимонопольного законодательства со стороны хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественных монополий во 2 квартале 2020г. по сравнению с 1 кварталом 2020 года уменьшилось с 20 до 12.

По результатам рассмотрения 1 заявления выдано предупреждение АО «Чистая планета» о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в навязывании контрагенту, невыгодных условий  при заключении в 2020 году договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в части понуждения оплаты услуги исключительно по нормативу накопления ТКО без предоставления права на оплату по фактическому объему ТКО в случае раздельного накопления сортированных отходов. Предупреждение не исполнено, находится в стадии обжалования.

        Во 2 квартале 2020 года рассмотрено в том числе 9 заявлений, обращений о нарушении антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления. По результатам рассмотрения заявлений, обращений принято 9 решений об отказе в возбуждении дела и выдано 1 предостережение Государственной жилищной инспекции Брянской области о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства, поскольку  Государственная жилищная инспекция Брянской области в решениях об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Брянской области указывала дополнительные основания для отказа хозяйствующим субъектам во внесении изменений в реестр лицензий Брянской области, противоречащие действующему законодательству и сложившейся судебной практике.

Количество рассмотренных заявлений, обращений о нарушении антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления во 2 квартале 2020 года по сравнению с 1 кварталом 2020 года увеличилось с 8 до 9.

В адрес Брянского УФАС России во 2 квартале 2020 года поступило 1 заявление о даче согласия на предоставление государственной преференции в целях охраны здоровья граждан, 1 заявление о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в целях охраны окружающей среды. Заявления и приложенные к ним документы соответствуют требованиям ст. 20 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, предоставление преференции согласовано антимонопольным органом. По сравнению с 1 кварталом 2020 года количество заявлений о даче согласия на предоставление государственной преференции  уменьшилось с 12 до 1, заявлений на предоставление муниципальной преференции увеличилось с 0 до 1.

Во втором квартале 2020 года органами местного самоуправления исполнено 18 предупреждений, выданных Брянским УФАС России в порядке ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, направленных на устранение  в части наделения хозяйствующего субъекта  функциями органа местного самоуправления.

Одно предупреждение не исполнено в срок. Брянским УФАС России во втором квартале 2020 года, в связи с неисполнением выданного предупреждения об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Клинцовской городской администрации. Нарушение выразилось в заключении Клинцовской городской администрацией с индивидуальным предпринимателем договора на право размещения нестационарного торгового объекта без проведения торгов.

Во 2 квартале 2020г.  Брянским УФАС России рассмотрено 12 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства в сфере деятельности естественных монополий. Основные нарушения антимонопольного законодательства выявлены  в области электроэнергетики.

По итогам рассмотрения 6 заявлений  факт нарушения не подтвердился, в связи с чем приняты решения об отсутствии в действиях хозяйствующих субъектов признаков нарушения антимонопольного законодательства, 4 заявления перенаправлены по подведомственности.

По 2 заявлениям возбуждено 2 дела в отношении ПАО «МРСК-Центра»  по ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Количество рассмотренных заявлений во 2 квартале 2020 уменьшилось по сравнению с 1 кварталом 2020 с 22 до 12.

 

   

        Жалобы в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции

 

В 1 квартале 2020 года в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрено 16  жалоб  (в 1 квартале 2020 года- 15 жалоб) на действия заказчиков, не являющихся субъектами естественных монополий, при организации и проведении закупок в  соответствии Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц",  9 жалоб признаны  обоснованными, 7 необоснованными. По результатам рассмотрения жалоб выдано  7 предписаний, которые исполнены.

Заявители жалуются на действия учреждений здравоохранения, спортивного развития.

Анализ вынесенных решений по рассмотренным жалобам показывает, что нарушениями при проведении закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц являются: необоснованное отклонение заявки участника закупки, установление в документации о закупке требований, ограничивающих количество участников закупки.

Во 2 квартале 2020 года в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрено 2 жалобы на действия органов местного самоуправления при проведении торгов на право предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности:

- 1 жалоба на действия конкурсного управляющего при проведении торгов по банкротству имущества;

- 1 жалоба на действия органа местного самоуправления при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

 По результатам рассмотрения 2 жалоб принято решение о признании жалоб необоснованными.

Количество рассмотренных жалоб в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции во 2 квартале 2020 года по сравнению с 1 кварталом 2020 года увеличилось с 1 до 2.

В порядке статьи 18.1 в адрес Брянского УФАС России поступило 6 жалоб на действия заказчиков, осуществляющих деятельность в сфере естественных монополий  и  осуществляющих закупки в соответствии с требованиями Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". По результатам рассмотрения 3 жалобы признаны обоснованными, выдано 1 предписание об устранении нарушений.

Количество рассмотренных жалоб во 2 квартале 2020 увеличилось по сравнению с 1 кварталом 2020 с 1 жалобы до 6.

 

Контроль за соблюдением Федерального закона  от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе)

 

Во 2 квартале 2020 года в адрес Брянского УФАС России рассмотрено 81 заявление о нарушении Закона о рекламе. Большую часть из них составляют заявления на распространение наружной рекламы, содержащей недостоверные сведения о финансовых услугах  и расположенной в ненадлежащем месте.

Количество заявлений о нарушении Закона о рекламе во 2 квартале 2020 по сравнению с 1 кварталом 2020 увеличилось с 52 до 81.

Антимонопольным органом рассмотрено 9 дел о нарушении Закона о рекламе, из них 5 дел возбуждено по заявлениям. По результатам рассмотрения выдано 9 решений и 10 предписаний о прекращении нарушений  Закона  о рекламе. Из общего количества нарушений основными явилось размещение недостоверной рекламы, которая вводит потребителя в заблуждение, а также реклама, распространяемая по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента.

Количество рассмотренных дел о нарушении Закона о рекламе в 4 квартале 2019  по сравнению с 3 кварталом 2019 уменьшилось с 26 до 9.

 

 

Контроль за соблюдением заказчиками Брянской области требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)

 

Во 2 квартале 2020 года в сфере законодательства РФ о контрактной системе рассмотрено 101  жалоба на действия заказчиков, уполномоченных органов Брянской области при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Из рассмотренных в 2 квартале 2020 года  жалоб - 28 жалоб признаны обоснованными, 47 жалоб признаны необоснованными, 11 жалоб возвращены.

Количество поступивших жалоб во 2  квартале 2020 года увеличилось по сравнению с 1 кварталом 2020 с 35 до 101.

Во 2 квартале 2020 года осуществлено 20 внеплановых проверок в сфере законодательства РФ о контрактной системе и одна плановая проверка, из них 15 проверок проведено в отношении заказчиков, осуществляющих закупки в рамках Указа Президента РФ от 07.05.22018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»,  по следующим национальным проектам: «Здравоохранение», «Образование», «Демография»,«Экология»,«Жилье и городская среда».

По итогам рассмотрения жалоб и проведения проверок в сфере контрактной системы выдано 22  предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о контрактной системе.

Наибольшее количество нарушений выявлено при формировании заказчиками проектов контрактов на поставку товаров, выполнение работ в части:

   -установления ответственности заказчика и поставщика за нарушение обязательств по контракту с нарушением Закона о контрактной системе;

   -формирования технического задания на поставку оборудования в обход национальных стандартов (ГОСТов).

 -необоснованного включения заказчиками в один предмет закупки на поставку оборудования технологически и функционально не связанных между собой товаров, влекущих ограничение количества участников закупки.

Во 2 квартале 2020 года рассмотрено 28 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (в 1 кв. 2020-13 обращений), из них 11 по фактам  уклонения от заключения контракта, 17- по фактам  одностороннего отказа заказчиков  от исполнения контракта в связи с ненадлежащим выполнением поставщиками своих обязательств.

По итогам рассмотрения 13 обращений сведения в отношении участников закупок включены в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.

 

 

 

Административные правонарушения

 

Во 2 квартале 2020 года рассмотрено 10 дел об административных правонарушениях по ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг в отношении юридических и должностных лиц хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественных монополий (1 квартал 2020 года -5 дел). Вынесено 10 постановлений  о наложении  штрафа на общую сумму 20 000 руб. Взыскано 12 000 рублей.

Нарушения связаны с нарушением сроков размещения заказчиками в единой информационной системе информации о закупке.

Во  2 квартале  2020 возбуждено  77 дело об административных правонарушениях за нарушение законодательства РФ о контрактной системе. По итогам рассмотрения 75 дел об административных правонарушениях выданы постановления о привлечении  должностных лиц  заказчиков к административной ответственности в виде штрафа  на общую сумму  305 000  рублей, взыскано 220 000   рублей.

За нарушение Закона о рекламе Брянским УФАС России во 2 квартале 2020  возбуждено и рассмотрено 15 дел об административных   правонарушениях по ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из них:  по 9 делам вынесены предупреждения субъектам малого и среднего бизнеса, выдано 6 постановлений о наложении штрафа на сумму 166 000 руб. В настоящее время в бюджет взыскано 14 тыс. руб.

Количество рассмотренных дел об административных правонарушениях во 2 квартале 2020 по сравнению с 1 кварталом 2020 увеличилось с 12 до 15.

 

Судебная практика

 

Во 2 квартале 2020 г.  обжалуются:

- 1 решение Брянского УФАС России о признании хозяйствующих субъектов, нарушившими ч.4 ст. 11 Закона О защите конкуренции в части заключения соглашений, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, а именно созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок по оказанию услуг поверки приборов учета теплоэнергии.

- 2 постановления о привлечении к административной ответственности должностных лиц за нарушение сроков размещения заказчиками в единой информационной системе информации о закупке в соответствии со ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

-  1 предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в навязывании контрагенту, невыгодных условий  при заключении в 2020 году договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО)

- 1 решение об отказе в возбуждении дела, вынесенное по результатам рассмотрения заявления хозяйствующего субъекта по факту отказа в заключении договора на размещение отходов и установления монопольно высокой цены.

- 1 решение об отказе в возбуждении дела Брянского УФАС России, вынесенное по результатам рассмотрения заявления физического лица по факту отказа в заключении договора водоснабжения  и водоотведения.

- 1 решение об отказе в возбуждении дела Брянского УФАС России, вынесенное по результатам рассмотрения заявления физического лица по факту отказа в заключении договора энергоснабжения.

- 1 постановление о наложении штрафа по ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 100 тыс. руб. в отношении ПАО «МРСК-Центра» за нарушение правил присоединения к электрическим сетям.

- 1 постановление о наложении штрафа по ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 5 тыс. руб. в отношении ПАО «МРСК-Центра»  за нарушение порядка проведения торгов в сфере естественных монополий.

-  3 решения Брянского УФАС России, вынесенных по итогам рассмотрения жалоб в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции на  органы власти и подведомственные им унитарные предприятия. Обжалуемые решения Брянского УФАС России приняты в отношении передачи банных комплексов, оказания пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок, отбору квалифицированных подрядных организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

-3 заявления должностных лиц об обжаловании постановлений должностного лица Брянского УФАС России о привлечении к административной ответственности в соответствии со ст.  7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.   Постановления о привлечении к административной ответственности вынесены по результатам рассмотрения жалоб по ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в сфере пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок.

Окончательные судебные акты не приняты.

20 Апелляционным арбитражным судом оставлено в силе постановление о наложении штрафа в размере 100 тыс. рублей в отношении ООО СЗ «Брянская строительная компания» за нарушение ФЗ «О рекламе».

Во 2  квартале 2020 года обжаловано 36 постановлений о наложении штрафов в сфере контрактной системы.  По 25 постановлениям о наложении штрафов окончательный судебный  акт не принят, 3 обжалованные постановления оставлены Судом в  силе.

 

 

Наверх