Во 2 квартале 2020 года рассмотрено 12 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства со стороны хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественных монополий, в т.ч. в части злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением - 4 заявления, нарушение антимонопольных требований при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений - 8 заявлений. По результатам рассмотрения 11 заявлений в возбуждении дел было отказано в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Количество рассмотренных заявлений о нарушении антимонопольного законодательства со стороны хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественных монополий во 2 квартале 2020г. по сравнению с 1 кварталом 2020 года уменьшилось с 20 до 12.
По результатам рассмотрения 1 заявления выдано предупреждение АО «Чистая планета» о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в навязывании контрагенту, невыгодных условий при заключении в 2020 году договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в части понуждения оплаты услуги исключительно по нормативу накопления ТКО без предоставления права на оплату по фактическому объему ТКО в случае раздельного накопления сортированных отходов. Предупреждение не исполнено, находится в стадии обжалования.
Во 2 квартале 2020 года рассмотрено в том числе 9 заявлений, обращений о нарушении антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления. По результатам рассмотрения заявлений, обращений принято 9 решений об отказе в возбуждении дела и выдано 1 предостережение Государственной жилищной инспекции Брянской области о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства, поскольку Государственная жилищная инспекция Брянской области в решениях об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Брянской области указывала дополнительные основания для отказа хозяйствующим субъектам во внесении изменений в реестр лицензий Брянской области, противоречащие действующему законодательству и сложившейся судебной практике.
Количество рассмотренных заявлений, обращений о нарушении антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления во 2 квартале 2020 года по сравнению с 1 кварталом 2020 года увеличилось с 8 до 9.
В адрес Брянского УФАС России во 2 квартале 2020 года поступило 1 заявление о даче согласия на предоставление государственной преференции в целях охраны здоровья граждан, 1 заявление о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в целях охраны окружающей среды. Заявления и приложенные к ним документы соответствуют требованиям ст. 20 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, предоставление преференции согласовано антимонопольным органом. По сравнению с 1 кварталом 2020 года количество заявлений о даче согласия на предоставление государственной преференции уменьшилось с 12 до 1, заявлений на предоставление муниципальной преференции увеличилось с 0 до 1.
Во втором квартале 2020 года органами местного самоуправления исполнено 18 предупреждений, выданных Брянским УФАС России в порядке ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, направленных на устранение в части наделения хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления.
Одно предупреждение не исполнено в срок. Брянским УФАС России во втором квартале 2020 года, в связи с неисполнением выданного предупреждения об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Клинцовской городской администрации. Нарушение выразилось в заключении Клинцовской городской администрацией с индивидуальным предпринимателем договора на право размещения нестационарного торгового объекта без проведения торгов.
Во 2 квартале 2020г. Брянским УФАС России рассмотрено 12 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства в сфере деятельности естественных монополий. Основные нарушения антимонопольного законодательства выявлены в области электроэнергетики.
По итогам рассмотрения 6 заявлений факт нарушения не подтвердился, в связи с чем приняты решения об отсутствии в действиях хозяйствующих субъектов признаков нарушения антимонопольного законодательства, 4 заявления перенаправлены по подведомственности.
По 2 заявлениям возбуждено 2 дела в отношении ПАО «МРСК-Центра» по ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Количество рассмотренных заявлений во 2 квартале 2020 уменьшилось по сравнению с 1 кварталом 2020 с 22 до 12.
Жалобы в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции
В 1 квартале 2020 года в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрено 16 жалоб (в 1 квартале 2020 года- 15 жалоб) на действия заказчиков, не являющихся субъектами естественных монополий, при организации и проведении закупок в соответствии Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", 9 жалоб признаны обоснованными, 7 необоснованными. По результатам рассмотрения жалоб выдано 7 предписаний, которые исполнены.
Заявители жалуются на действия учреждений здравоохранения, спортивного развития.
Анализ вынесенных решений по рассмотренным жалобам показывает, что нарушениями при проведении закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц являются: необоснованное отклонение заявки участника закупки, установление в документации о закупке требований, ограничивающих количество участников закупки.
Во 2 квартале 2020 года в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрено 2 жалобы на действия органов местного самоуправления при проведении торгов на право предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности:
- 1 жалоба на действия конкурсного управляющего при проведении торгов по банкротству имущества;
- 1 жалоба на действия органа местного самоуправления при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
По результатам рассмотрения 2 жалоб принято решение о признании жалоб необоснованными.
Количество рассмотренных жалоб в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции во 2 квартале 2020 года по сравнению с 1 кварталом 2020 года увеличилось с 1 до 2.
В порядке статьи 18.1 в адрес Брянского УФАС России поступило 6 жалоб на действия заказчиков, осуществляющих деятельность в сфере естественных монополий и осуществляющих закупки в соответствии с требованиями Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". По результатам рассмотрения 3 жалобы признаны обоснованными, выдано 1 предписание об устранении нарушений.
Количество рассмотренных жалоб во 2 квартале 2020 увеличилось по сравнению с 1 кварталом 2020 с 1 жалобы до 6.
Контроль за соблюдением Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе)
Во 2 квартале 2020 года в адрес Брянского УФАС России рассмотрено 81 заявление о нарушении Закона о рекламе. Большую часть из них составляют заявления на распространение наружной рекламы, содержащей недостоверные сведения о финансовых услугах и расположенной в ненадлежащем месте.
Количество заявлений о нарушении Закона о рекламе во 2 квартале 2020 по сравнению с 1 кварталом 2020 увеличилось с 52 до 81.
Антимонопольным органом рассмотрено 9 дел о нарушении Закона о рекламе, из них 5 дел возбуждено по заявлениям. По результатам рассмотрения выдано 9 решений и 10 предписаний о прекращении нарушений Закона о рекламе. Из общего количества нарушений основными явилось размещение недостоверной рекламы, которая вводит потребителя в заблуждение, а также реклама, распространяемая по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента.
Количество рассмотренных дел о нарушении Закона о рекламе в 4 квартале 2019 по сравнению с 3 кварталом 2019 уменьшилось с 26 до 9.
Контроль за соблюдением заказчиками Брянской области требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)
Во 2 квартале 2020 года в сфере законодательства РФ о контрактной системе рассмотрено 101 жалоба на действия заказчиков, уполномоченных органов Брянской области при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из рассмотренных в 2 квартале 2020 года жалоб - 28 жалоб признаны обоснованными, 47 жалоб признаны необоснованными, 11 жалоб возвращены.
Количество поступивших жалоб во 2 квартале 2020 года увеличилось по сравнению с 1 кварталом 2020 с 35 до 101.
Во 2 квартале 2020 года осуществлено 20 внеплановых проверок в сфере законодательства РФ о контрактной системе и одна плановая проверка, из них 15 проверок проведено в отношении заказчиков, осуществляющих закупки в рамках Указа Президента РФ от 07.05.22018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», по следующим национальным проектам: «Здравоохранение», «Образование», «Демография»,«Экология»,«Жилье и городская среда».
По итогам рассмотрения жалоб и проведения проверок в сфере контрактной системы выдано 22 предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о контрактной системе.
Наибольшее количество нарушений выявлено при формировании заказчиками проектов контрактов на поставку товаров, выполнение работ в части:
-установления ответственности заказчика и поставщика за нарушение обязательств по контракту с нарушением Закона о контрактной системе;
-формирования технического задания на поставку оборудования в обход национальных стандартов (ГОСТов).
-необоснованного включения заказчиками в один предмет закупки на поставку оборудования технологически и функционально не связанных между собой товаров, влекущих ограничение количества участников закупки.
Во 2 квартале 2020 года рассмотрено 28 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (в 1 кв. 2020-13 обращений), из них 11 по фактам уклонения от заключения контракта, 17- по фактам одностороннего отказа заказчиков от исполнения контракта в связи с ненадлежащим выполнением поставщиками своих обязательств.
По итогам рассмотрения 13 обращений сведения в отношении участников закупок включены в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
Административные правонарушения
Во 2 квартале 2020 года рассмотрено 10 дел об административных правонарушениях по ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг в отношении юридических и должностных лиц хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественных монополий (1 квартал 2020 года -5 дел). Вынесено 10 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 20 000 руб. Взыскано 12 000 рублей.
Нарушения связаны с нарушением сроков размещения заказчиками в единой информационной системе информации о закупке.
Во 2 квартале 2020 возбуждено 77 дело об административных правонарушениях за нарушение законодательства РФ о контрактной системе. По итогам рассмотрения 75 дел об административных правонарушениях выданы постановления о привлечении должностных лиц заказчиков к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 305 000 рублей, взыскано 220 000 рублей.
За нарушение Закона о рекламе Брянским УФАС России во 2 квартале 2020 возбуждено и рассмотрено 15 дел об административных правонарушениях по ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из них: по 9 делам вынесены предупреждения субъектам малого и среднего бизнеса, выдано 6 постановлений о наложении штрафа на сумму 166 000 руб. В настоящее время в бюджет взыскано 14 тыс. руб.
Количество рассмотренных дел об административных правонарушениях во 2 квартале 2020 по сравнению с 1 кварталом 2020 увеличилось с 12 до 15.
Судебная практика
Во 2 квартале 2020 г. обжалуются:
- 1 решение Брянского УФАС России о признании хозяйствующих субъектов, нарушившими ч.4 ст. 11 Закона О защите конкуренции в части заключения соглашений, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, а именно созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок по оказанию услуг поверки приборов учета теплоэнергии.
- 2 постановления о привлечении к административной ответственности должностных лиц за нарушение сроков размещения заказчиками в единой информационной системе информации о закупке в соответствии со ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
- 1 предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в навязывании контрагенту, невыгодных условий при заключении в 2020 году договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО)
- 1 решение об отказе в возбуждении дела, вынесенное по результатам рассмотрения заявления хозяйствующего субъекта по факту отказа в заключении договора на размещение отходов и установления монопольно высокой цены.
- 1 решение об отказе в возбуждении дела Брянского УФАС России, вынесенное по результатам рассмотрения заявления физического лица по факту отказа в заключении договора водоснабжения и водоотведения.
- 1 решение об отказе в возбуждении дела Брянского УФАС России, вынесенное по результатам рассмотрения заявления физического лица по факту отказа в заключении договора энергоснабжения.
- 1 постановление о наложении штрафа по ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 100 тыс. руб. в отношении ПАО «МРСК-Центра» за нарушение правил присоединения к электрическим сетям.
- 1 постановление о наложении штрафа по ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 5 тыс. руб. в отношении ПАО «МРСК-Центра» за нарушение порядка проведения торгов в сфере естественных монополий.
- 3 решения Брянского УФАС России, вынесенных по итогам рассмотрения жалоб в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции на органы власти и подведомственные им унитарные предприятия. Обжалуемые решения Брянского УФАС России приняты в отношении передачи банных комплексов, оказания пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок, отбору квалифицированных подрядных организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
-3 заявления должностных лиц об обжаловании постановлений должностного лица Брянского УФАС России о привлечении к административной ответственности в соответствии со ст. 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановления о привлечении к административной ответственности вынесены по результатам рассмотрения жалоб по ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в сфере пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок.
Окончательные судебные акты не приняты.
20 Апелляционным арбитражным судом оставлено в силе постановление о наложении штрафа в размере 100 тыс. рублей в отношении ООО СЗ «Брянская строительная компания» за нарушение ФЗ «О рекламе».
Во 2 квартале 2020 года обжаловано 36 постановлений о наложении штрафов в сфере контрактной системы. По 25 постановлениям о наложении штрафов окончательный судебный акт не принят, 3 обжалованные постановления оставлены Судом в силе.