Правоприменительная практика Брянского УФАС России Контроль за соблюдением Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
13 марта 2020, 11:00
Тип документа:
Доклады

В 1 квартале 2020 года рассмотрено 28 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства со стороны хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественных монополий, в т.ч. в части злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением- 13 заявлений, соглашений хозяйствующих субъектов- 1 заявление, недобросовестной конкуренции- 5 заявлений, нарушение антимонопольных требований при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений- 1 заявление, в части бездействия органа самоуправления в сфере обращения с ТКО-1 заявление. в сфере обращения ТКО. По результатам рассмотрения 25 заявлений  в возбуждении дел было отказано в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Количество рассмотренных заявлений  о нарушении антимонопольного законодательства со стороны хозяйствующих субъектов, не являющимися субъектами естественных монополий в 1 квартале 2020г. по сравнению с 4 кварталом 2019 года уменьшилось с 37 до 28.

По результатам рассмотрения  1 заявления возбуждено дело в отношении ОАО «Газпром межрегионгаз Брянск» по признакам  нарушения части 1 статьи 10  Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого явилось ущемление интересов потребителей коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления, своевременно выполняющих обязательства по оплате данных коммунальных услуг, путем полного ограничения поставки газа организациям- потребителям, к сетям которых подключены потребители коммунальных услуг, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы. Дело находится в стадии рассмотрения.

По результатам рассмотрения 1 заявления выдано предупреждение АО «Чистая планета» о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в дискредитации ООО «Группа компаний «Экосервис» путем распространения в электронных письмах, направленных в адрес потребителей, ложных сведений относительно отсутствия у ООО «Группа компаний «Экосервис» возможности осуществлять деятельность на рынке транспортирования отходов, не относящиеся к ТКО, и необходимости перезаключить договоры транспортирования отходов, не относящихся к ТКО, с АО «Чистая планета».

Предупреждение исполнено.

Также Брянским УФАС России в порядке ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в рамках поручения ЦА ФАС России органам местного самоуправления в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства, а именно ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, выдано 16 предупреждений. Признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены в сфере организации похорон и предоставления связанных с ними услуг и на рынке сбора неопасных бытовых отходов. В настоящее время предупреждения находятся  на рассмотрении органами местного самоуправления.

В адрес Брянского УФАС России в 1 квартале 2020 года поступило 12 заявлений о даче согласия на предоставление государственной преференции. Из них 6 - в целях охраны здоровья граждан; 1- в целях развития физической культуры и спорта; 5 – в целях социального обеспечения населения. Заявления и приложенные к ним документы соответствуют требованиям ст. 20 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, предоставление преференции согласовано антимонопольным органом. По сравнению с 4 кв. 2019 года количество заявлений о даче согласия на предоставление государственной преференции  уменьшилось на 4.

В 1 квартале 2020 года в отношении органа местного самоуправления проведена 1 плановая выездная проверка на предмет соответствия требований Закона о защите конкуренции. По результатам проверки выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, отраженные в акте проверки. Принято решение о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

В 1 квартале 2020г.  Брянским УФАС России рассмотрено  22 заявления о нарушении антимонопольного законодательства в сфере деятельности естественных монополий. Основные нарушения антимонопольного законодательства выявлены  в области электроэнергетики. По итогам рассмотрения 15 заявлений  факт нарушения не подтвердился, в связи с чем приняты решения об отсутствии в действиях хозяйствующих субъектов признаков нарушения антимонопольного законодательства, 5 заявлений перенаправлены по подведомственности. Количество рассмотренных заявлений в сфере деятельности естественных монополий  в 1 квартале 2020 увеличилось по сравнению с 4 кварталом 2019 с 8 до 22.

 

   

             Жалобы в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

В 1 квартале 2020 года в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступило 17 жалоб.

 Из них:

1)  15  жалоб рассмотрено на действия заказчиков, не являющихся субъектами естественных монополий, при организации и проведении закупок в  соответствии с законом № 223-ФЗ, 6 жалоб признаны  обоснованными, 9 необоснованными. По результатам рассмотрения жалоб при организации и проведении закупок в  соответствии с законом № 223-ФЗ выдано  2 предписания, которые исполнены. Заявители жалуются на действия учреждений здравоохранения, федерального государственного бюджетного учреждения, федерального бюджетного учреждения здравоохранения.. Анализ вынесенных решений по рассмотренным жалобам при организации и проведении закупок в  соответствии с законом № 223-ФЗ показывает, что нарушениями при проведении закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц являются:

- необоснованное отклонение заявки участника закупки,

- установление требований, ограничивающих количество участников закупки.

2) 1 жалоба рассмотрена на действия заказчика,  являющегося субъектом естественных монополий. По результатам рассмотрения жалоба признана необоснованной,

31 жалоба назначена к рассмотрению на действия органа исполнительной власти Брянской области;

          Количество жалоб в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции уменьшилось по сравнению с 4 кварталом с 35 до 17.

 

 

 Контроль за соблюдением Федерального закона  от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

 

В 1 квартале 2020 года в адрес Брянского УФАС России рассмотрено 52 заявления о нарушении Закона о рекламе. Большую часть из них составляют заявления на распространение наружной рекламы, содержащей недостоверные сведения и расположенной в ненадлежащем месте.

Количество заявлений о нарушении Закона о рекламе в 1 квартале 2020 по сравнению с 4 кварталом 2019 увеличилось с 18 до 52.

В 1 кв. 2020 рассмотрено 26 дел о нарушении Закона о рекламе, из них 9 дел возбуждено по заявлениям. По результатам рассмотрения выдано 26 решений и 26 предписания о прекращении нарушений  Закона  о рекламе. Из общего количества нарушений основными явилось размещение недостоверной рекламы, которая вводит потребителя в заблуждение, а также рекламы зрелищных мероприятий без пометки о возрастном ограничении. По 26  заявлениям нарушения законодательства РФ о рекламе не установлено.

 

 

       Контроль за соблюдением заказчиками Брянской области требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

В 1 квартале 2020 года в сфере законодательства РФ о контрактной системе рассмотрена  35  жалоб на заказчиков, уполномоченных органов при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 Из рассмотренных в 1 квартале 2020 года  жалоб - 11 жалоб признаны обоснованными, 12 жалоб признаны необоснованными, 12 жалоб возвращены.

   Количество поступивших жалоб в 1 квартале 2020 года уменьшилось  по сравнению с 4 кварталом 2019 года со 103  до 35.

В 1 квартале 2020 года осуществлено  24  внеплановые проверки в сфере законодательства РФ о контрактной системе и одна плановая проверка. По итогам осуществления всех проверок выявлены нарушения требований законодательства РФ о контрактной системе.

Количество проведенных проверок  в 1 квартале 2020 по сравнению с 4 кварталом 2019 уменьшилось с 30 до 24.

По итогам рассмотрения жалоб и проведения проверок в сфере контрактной системы выдано 18  предписаний. Количество выданных предписаний   в 1 квартале 2020 по сравнению с 4 кварталом 2019 уменьшилось с 42 до 18.

Рассмотрено 13 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков.  По итогам 8 обращений сведения в отношении участников закупок включены в реестр недобросовестных поставщиков:

 В связи с уклонением от заключения контракта – 5;

 В связи с односторонним отказом от исполнения контракта- 4

Количество поступивших обращений  заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в 1 квартале 2020 года уменьшилось   по сравнению с 4 кварталом 2019 года с 32 до 13.

Наибольшее количество нарушений выявлено при формировании заказчиками проектов контрактов на поставку товаров, выполнение работ в части:

1.1. установления ответственности заказчика и поставщика за нарушение обязательств по контракту с нарушением Закона о контрактной системе;

1.2. не указания сроков предоставления обеспечения гарантийных обязательств;

1.3.  не указания сроков оформления результатов приемки товара, работы.

 

 

 

          Административные правонарушения.

       

 

В 1  квартале 2020 года рассмотрено  5 дел (в 4 квартале 2020г. - 17 дел) об административных правонарушениях по ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг в отношении юридических и должностных лиц хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественных монополий. Вынесено 5 постановлений  о наложении  штрафа на общую сумму 26 тыс. руб. Нарушения связаны с нарушением сроков размещения заказчиками в единой информационной системе информации о закупке. Количество постановлений о  наложении  штрафа за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг по сравнению с 4  кварталом 2019г. уменьшилось с 17 до 5.         

Рассмотрено 1 дело по ст. 14.32 КоАП РФ по факту заключения хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашений, которые приводят  к ограничению конкуренции, создают другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на рынок по оказанию услуг по поверке приборов учета тепла.

В 1 кв. 2020 возбуждено 3 дела по ст. 9.21 КоАП РФ (нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения).. По итогам рассмотрения выдано 1 предупреждение и 2 постановления о наложении штрафа на сумму 105 тыс. руб.

       За нарушения Закона о рекламе Брянским УФАС России в 1 квартале 2020  возбуждено и рассмотрено 12 дел об административных   правонарушениях по ст.14.3 КоАП РФ. Из них:  по 9 делам вынесены предупреждения субъектам малого и среднего бизнеса, выдано 3 постановления о наложении штрафа на сумму 10 000 руб. В настоящее время в бюджет взыскано 4 тыс. руб. Количество рассмотренных дел об административных правонарушениях за нарушении в сфере рекламы  в 1 квартале 2020 по сравнению с 4 кварталом 2019 уменьшилось с 14 до 12.

В 1кв. 2020 возбуждено  161 дело об административных правонарушениях за нарушение законодательства РФ о контрактной системе. По итогам рассмотрения 155 дел об административных правонарушениях выданы постановления о привлечении  должностных лиц  заказчиков к административной ответственности в виде штрафов  на общую сумму  989 800  рублей, взыскано 221 000   рублей.

Количество рассмотренных дел об административных правонарушениях в 1 квартале 2020 по сравнению с 4 кварталом 2019 уменьшилось с  210 до 155.

В первом  квартале 2020 года в сфере контрактной системы  обжаловано 9 постановлений о наложении штрафов, выданных в 1 квартале 2020 года по которым окончательный судебный акт не принят и 36 постановлений о наложении штрафов, выданных в 4 квартале 2020 года. Все обжалованные постановления оставлены Судом в  силе.

 

 

Судебная практика.

 

В рамках антимонопольного законодательства в  1 квартале 2020 г.  Арбитражным судом Центрального округа вынесено  постановление, подтвердившее законность постановления Брянского УФАС о  привлечении  государственного автономного учреждения к административной ответственности  по статье 14.32  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  по факту координации Учреждением субъектов малого и среднего предпринимательства при реализации Мероприятия «Содействие в приведении продукции в соответствие с необходимыми требованиями» (стандартизация, сертификация, необходимые разрешения, патентование).

В 1 кв. 2020 в Арбитражном суде Брянской области обжаловано 3 решения Брянского УФАС России по рассмотрению жалоб по ст. 18.1 Закона о защите конкуренции на  органы власти и подведомственные им унитарные предприятия.  Решения по делам не приняты. Решения Брянского УФАС России приняты в отношении передачи банных комплексов, оказания пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок, отбору квалифицированных подрядных организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В суде общей юрисдикции рассматриваются 3 заявления должностных лиц об обжаловании постановлений должностного лица Брянского УФАС России о привлечении к административной ответственности. Постановления о привлечении к административной ответственности вынесены по результатам рассмотрения жалоб по ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в сфере пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок.

В сфере естественных монополий в Арбитражном суде Брянской области обжаловано решение об отказе в возбуждении дела Брянского УФАС России, вынесенное по результатам рассмотрения заявления физического лица по факту отказа в заключении договора водоснабжения  и водоотведения. Обжаловано решение об отказе в возбуждении дела Брянского УФАС России, вынесенное по результатам рассмотрения заявления физического лица по факту отказа в заключении договора энергоснабжения. Кроме того в Арбитражный суд Брянской области обжаловано постановление о наложении штрафа по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ в размере 100 тыс. руб. в отношении ПАО «МРСК-Центра».  20 Аппеляционным арбитражным судом оставлено в силе решение о признании обоснованной жалобы на действия ПАО «МРСК-Центра», осуществляющего закупки в соответствии с требованиями Федерального закона  №223-ФЗ.

В  первом  квартале 2020 года  в Арбитражный суд Брянской области обжаловано 2 решения Брянского УФАС России в сфере контрактной системы, принятых по результатам включения общества в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонни отказом заказчика от исполнения контракта, 1 решение, вынесенное по результатам жалобы. Арбитражным судом Брянской области    только по одному решению  принят  судебный акт, подтвердивший законность решения Брянского УФАС о включении сведений в отношении общества  в реестр недобросовестных поставщиков. По второму делу окончательные судебные акты не приняты.

 

 

 

Наверх